?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Воспоминания детства...

Район сегодняшней Войковской с фешенебельным торговым центром, современными и сталинскими домами и модными поездами "Ласточка" на МЦК...

Конец шестидесятых, мы только переехали в новую двенадцатиэтажку, неподалёку от метро. Напротив дымил огромный чугунолитейный завод, а со стороны Окружной железной дороги, хоть и редко , но еще, доносились паровозные гудки. Дети тогда гуляли свободно, можно было пойти к метро за мороженным, поиграть в прятки или в банки в просторных дворах, заросших зеленью, или посмотреть, как на противоположной стороне Ленинградского шоссе строится огромный кинотеатр Варшава.

За путями МОЖД начинался лесопарк, который тянулся до МКАДа, ах какая здесь была рыбалка. Ну и конечно лыжные прогулки зимой, сначала через лес, а потом катание с горок на Канале им Москвы, санки везли за собой прицепом.

Но меня больше интересовала железная дорога,здесь около платформы "Ленинградская" пересекались пути Рижского направления и Московской Окружной Железной Дороги, еще совсем недавно бывшей границей нашего города и особенно старые вагоны, стоявшие сразу справа за путепроводом через дорогу в лесопарк (он и сегодня действует), их было много, были они самые разные, и что самое удивительное, в них жили люди. Много семей с детьми...



Именно тогда я узнал, что эти поселки из старых вагонах на рельсах называются ПМС - Путевая Машинная Станция. Я давно хотел написать об этих необычных предприятиях, но не было документального материала и уж тем более фотографий. Это вполне объяснимо, в советское время железные дороги нельзя было фотографировать, а когда времена изменились, старых ПМС уже не было и в помине...

Недавно начал работать с архивом Игоря Ивановича Прохорова, и вот чудо, целый конверт с фотографиями ПМС и какими фотографиями. Это ПМС 72 в поселке Новки Владимирской области.



Причем фотографии, как летние, так и зимние. Но сначала немного истории.

Первая ПМС была организована в СССР на Московско-Курской железной дороге в 1934 году, стала опытной базой механизации путевых работ на железных дорогах.

Массовое создание ПМС началось с выходом приказа Народного комиссара путей сообщения СССР № 35/Ц от 1 апреля 1936 года «Об организации машинно-путевых станций». Создание ПМС явилось началом технической революции всего путевого хозяйства.

В 1937 году 20 наиболее мощных ПМС вошли в состав организованного треста «Желдорпуть-реконструкция». В 1939 году остальные ПМС были выведены из состава железных дорог и вошли в состав треста машинно-путевых станций.

В годы Великой Отечественной войны путевые машинные станции, находившиеся на тыловых дорогах, в ограниченных объемах продолжали ремонтно-путевые работы, лимитировавшиеся дефицитом материалов верхнего строения. Другая часть станций (26 наиболее мощных) полностью переключилась на восстановительные и строительные работы для нужд фронта.



А вот повесть Натальи Лазаревой "Последнее место ссылки" опубликованная в питерском журнале Звезда о жизни работников ПМС 75 - это Гатчина, почитайте, я думаю будет очень интересно. Жизнь, быт на протяжении нескольких лет работников Семьдесят пятой . Это пожалуй единственный рассказ об этих станциях.

https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=963

Несколько цитат :

"В 1954 году организовалась Путевая машинная станция № 75 — ПМС-75, куда перешла Соня из Лужской дистанции.
«Пээмэсовские» набирались из людей, никуда больше на работу не смогших устроиться: не имеющих жилья и прописки, вышедших из мест лишения свободы. Аббревиатура ПМС в народе расшифровывалась как «Последнее место ссылки». "

Или вот очень интересная бытовая зарисовка :

"Какую речь я могла слышать в ПМС? Мат-перемат. Наш народ иначе не выражался. Ругались матом и дети. Как попугаи.
А воспитателем моей грамотности стало радио.
Радио орало всегда. Отключать его было нельзя. С 6 утра до 12 ночи оно обязано было вещать в каждом вагоне. Радио выполняло функцию селекторной связи. Несколько раз в день передачи прерывались сообщениями по ПМС: какой бригаде где собраться, кому из рабочих подойти к начальству, во сколько будет концерт в вагоне-клубе и т. д. и т. п.

Благодаря такой форме оповещения никто не мог соврать, что чего-то не знал или не слышал.

Конечно, по радио шли замечательные передачи и спектакли, концерты, новости. Со временем я научилась не слышать радио, не реагировать на него — не слышу его до сих пор и, проторчав битый час на кухне, не отвечу, какую погоду обещали и какая только что звучала песня."

Вот так жили обитатели домов на рельсах, обратите внимание на самодельную антенну у вагонов.



У нас в школе периодически учились дети работников ПМС, разницы мы никакой не ощущали, тогда вообще было не принято кичиться достатком родителей. Мы вместе бегали к железной дороге подкладывали под проходящие поезда военные пуговицы из которых делали себе награды, гвозди для заточек, ну а чуть позже и патроны, за которыми в тайне от родителей ездили на Ленинградское шоссе, наверное чуть чуть подальше от сегодняшней МЕГИ, старшеклассники знали заветные места. Ах какой это незабываемый звук. Положишь на рельсы штук пятнадцать... И вот из за поворота тяжело дыша идет тепловоз ТЭ 3 с груженым товарняком и пулемётная очередь... И ВОХРовец грозящий пацанам кулаком из последнего вагона, а мы хохочем...



А когда я увлекся железнодорожной историей и моделями железных дорог именно Лихоборская ПМС 52 , часть которой и располагалась у нас стала моей альма матер по изучению подвижного состава. Помню свое изумление от трофейных вагонов , которые я знал по каталогам PIKO и моделям. На наших дорогах были не только классические грузовые немцы G10, но и потрясающие итальянцы. А какие были пассажирские вагоны , даже старые прусские попадались.



И конечно история отечественных железных дорог, литературы по ней почти не было, а ту что была достать было нереально, а тут такие сокровища.

Быт обитателей поселков на рельсах был незамысловат, сейчас даже кажется удивительным, что люди здесь жили в середине семидесятых. Причем иногда не одно поколение путейцев вырастало в семейном вагоне. Топились вагоны буржуйками и электричеством, очень бы хотелось посмотреть интерьер (если конечно здесь уместно это слово) этих вагонов, но тут вообще чёрная дыра...



Еще немного истории :
"В сентябре 1947 года Управление путевых ремонтных поездов было реорганизовано в Управление по реконструкции железнодорожного пути в составе Главного управления пути МПС. В связи с тем, что главной задачей путьремов являлось механизированное выполнение путевых работ, было решено вернуть им первоначальное название, но в несколько ином виде – путевые машинные станции (ПМС), которое сохранилось до настоящего времени.

Приказом министра путей сообщения от 22 мая 1953 года № 90/Ц Управление по реконструкции железнодорожного пути было реорганизовано во Всесоюзный трест по реконструкции железнодорожных путей МПС («Рекпуть») с включением в его состав хозрасчётных спецформирований (ПМС) и других организаций, находившихся ранее в управлении.

Трест «Рекпуть» за весьма незначительный период своей работы смог внести значительный вклад в укрепление и дальнейшее развитие ремонтно-путевого комплекса сети.

Несмотря на это, в рамках реформирования народного хозяйства страны в 1963 году трест «Рекпуть» был упразднён, а все ПМС закрепили за конкретными железными дорогами с передачей их на баланс служб пути или отделений дорог.

А вот наш ПМС 72 из поселка Новки во Владимирской области. Железнодорожные станции Новки I на линии Владимир — Ковров и Новки II на линии Новки — Иваново .



В начале семидесятых население поселка было больше 3000 человек, а сейчас около тысячи.



2016 год видео прибытия на станцию Новки, в начале хорошо видно, где стояли вагоны ПМС 72



Еще немного фото.







Ну и в завершении рассказа фотография вагона из ПМС 79 Путевая машинная станция №79 «Жмеринская» (ПМС-79) — советское и украинское государственное предприятие, путевая машинная станция Юго-Западной железной дороги, расположенная в городе Жмеринка Винницкой области. Производственная база станции размещается на станции Жмеринка-Подольская.



Прошло много лет, как то будучи в гостях у мэтра отечественного моделизма, замечательного художника и удивительного человека И.И. Прохорова я увидел на его домашнем макете вот эту миниатюру



А что это спросил я у Игоря Ивановича ? Откуда белье на веревках и люди ?

Ах, да это же я вагончики убрал, вот они на полке... Это же вагоны ПМС 38 - Сызранской.



И я сразу вспомнил детство , вагоны под насыпью МОЖД и их неунывающих жителей... А еще я выделил место на своем домашнем макете и поставлю там несколько вагонов ПМС, будут конечно и бытовые миниатюры.

Вот такая история у меня сегодня написалась , не судите строго...

А я продолжу работу с архивом и свои исследования в области истории Путевых Машинных Станций...

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 29
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
prosto_vova
Jun. 25th, 2017 06:34 pm (UTC)
Миша классный рассказ. Но не представляю себе, как эти бедные люди жили в таких условиях...
matsam
Jun. 25th, 2017 07:01 pm (UTC)
Да удивительный народ, ты почитай повесть, в тексте ссылка, там очнь интересно конечно.
prosto_vova
Jun. 25th, 2017 07:04 pm (UTC)
А у нас грохнули этот журнал похоже)) не открывается)))
mil_avia
Jun. 25th, 2017 06:49 pm (UTC)
Многие в СССР жили в подобных условиях. Мои родители жили в вагончиках в посёлке Решетиха Нижегородской области. Геологическая партия. Потом уже стали дома строить.
mil_avia
Jun. 25th, 2017 06:49 pm (UTC)
Сорри. Горьковской области...
matsam
Jun. 25th, 2017 07:02 pm (UTC)
Ну и мы жили в Кузьминках в доме без удобств и с печным отоплением до 1966 года, прямо в парке :)
livejournal
Jun. 25th, 2017 07:37 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
wlad11
Jun. 25th, 2017 08:47 pm (UTC)
Ох, годнота то какая
matsam
Jun. 26th, 2017 03:42 am (UTC)
Спасибо :)
morexod55
Jun. 25th, 2017 09:31 pm (UTC)
Начальство в этом дерьме не жило это для быдла, впрочем сейчас тоже самое, ничего в этой стране не меняется.
matsam
Jun. 26th, 2017 03:42 am (UTC)
Ну меняется конечно, теперь начальство семьи в Майами и Ницце размещает, ну или в Лондоне, кто побогаче, а народец в муравейниках бетонных обитает, не в теплушках с буржуйками все таки...
sergio_vorsin
Jun. 25th, 2017 10:42 pm (UTC)
У нас до сих пор сохранилась о.п. "ПМС", это первая остановка в сторону Белореченской после станции Кривенковская. Туапсинский район.
Вспоминаю, как ещё в начале 80-х наблюдал из окна вагона поезда: вагончики-теплушки, с крылечками, пара дюжин. Огороды разбиты, дорожки-палисадники, бельё на верёвках сохнет...Река рядом, так что с водой проблем не было. так и жили там многие десятилетия. Сейчас конечно ничего этого нет.
matsam
Jun. 26th, 2017 03:43 am (UTC)
Да, да именно так и было :)
sergio_vorsin
Jun. 26th, 2017 10:09 am (UTC)
Мне лет 7-8 было, всё было интересно, что за окном, и я ещё тогда думал, глядя на это ПМС: "А живут, я вижу, интересно!" Не понимал же тогда, что это фактически бараки. Потом правда в Кривенковской три 5-этажки построили, МПС-овских, ну и народ из ПМС туда съехал.
revrail
Jun. 26th, 2017 05:11 am (UTC)
На Кусково только недавно ликвидировали подобное, вагоны там правда купейные стояли, но всё же. В Люблино на территории бывшего литейного завода пару лет назад стояли теплушки с азиатами. Как сейчас не знаю.
matsam
Jun. 26th, 2017 06:12 am (UTC)
Теплушки с азиатами это шедеврально :)
revrail
Jun. 26th, 2017 09:09 am (UTC)
Убегать оттуда с велосипедом по шпалам, вот это было шедеврально!
sergio_vorsin
Jun. 26th, 2017 10:11 am (UTC)
Ты у них велик украл? Иначе зачем убегать? Хотя от чуркобесов из теплушек всего можно ожидать. Например-принуждения к мужеложству...
38t
Jun. 26th, 2017 07:31 am (UTC)
Мама у меня тоже помнит эти вагоны. Я застал уже только тот этап, когда связка МОЖД-Рижское на Волоколамск существовала, но использовалась под складирование путевого материала.
che_21
Jun. 26th, 2017 12:03 pm (UTC)
Огромное спасибо! Воспоминание Лазаревой прочитал запоем.

Edited at 2017-06-26 12:03 pm (UTC)
matsam
Jun. 26th, 2017 07:21 pm (UTC)
У нее есть еще замечательная проза, мы с ней вчера общались и задружились в В Контакте - просто замечательно

https://vk.com/lazarevaeva
vita_life777
Jun. 26th, 2017 09:56 pm (UTC)
По-моему в Решетниково видел подобное. Где-то в конце 90х.
А на вокзале Новки несколько лет висела растяжка "Продажа-аренда". Срамота РЖД)
Красивый и запущенный вокзал. Снесут видимо нахрен за ненужностью.
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala