?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Недавно опубликовал фото из архива Игоря Ивановича Прохорова .



Замечательный человек и выдающийся специалист в области истории отечественных железных дорог Александр Шанин написал мне, что о паровозах серии М на Каланчевской писала в своих воспоминаниях Гелена Великанова.
Самое удивительное, что у Александра сохранился полный текст воспоминаний Гелены Марцелиевны. Воспоминания были записаны в январе 1966 года на магнитофон.
Привожу весь текст без купюр, добавил только фото из своего архива.
… Когда я была маленькой, мы жили недалеко от Сухаревки, сейчас это Колхозная площадь. От нас недалеко было до трёх вокзалов. И мы с отцом или Ольгой (старшая сестра Г. Великановой – прим авторов) часто ходили к путепроводу над Каланчёвской площадью. Ходили с единственной целью – посмотреть, как ходят поезда. Тогда были другие времена, телевидения не было, сходить в кино или театр мы не могли – у нас денег не было. Но развлечься как то хочется! По всей Москве гуляли, но особенно любили приходить на Каланчевку, туда где сейчас высотное здание (гостиница «Ленинградская «- прим авторов.) … И вот мы стояли часами и смотрели как через путепровод идут поезда. Тогда эта линия была не электрифицированная, электричек не было, их пустили перед самой войной. Поезда здесь ходили часто, все они шли с паровозами. Сегодня тут ходят только электрички и пассажирские поезда, а тогда ходили ещё и товарные. Их вели паровозы Ч и Ов, маленькие, приземистые, с высокими трубами. Их называли « Чеенками» и « Овечками».



Паровоз серии Ч

А вот пассажирские и пригородные- их тогда называли дачными – тянули другие паровозы. Это были такие паровозы как С, Су, М. Паровозы С были особенно красивыми- стремительные, стройные, быстроходные.



Паровоз серии С

Су были более мощные, но тоже очень красивые.



Паровоз серии Су

Вот сегодня говорят, что паровоз – это одна грязь. А ведь они все были буквально надраены до блеска. Они блестели на солнце, как тульские самовары! Я никогда не видела, что бы паровоз был грязным или ржавым! А ведь они работали на угле. Вот так за ними следили.
Паровозы С называли «эсками», М – «Мастодонтами», а у Су вообще было несколько прозвищ – «сухарь», «суслик», «сушка», «супчик», «сучок» и даже «сучка». Тогда во всех сериях паровозов и их прозвищах прекрасно разбирался каждый школьник. Какие паровозы что водили – сказать трудно. В те времена отличит пригородный поезд от дальнего было очень сложно, особенно когда на вагонах нет табличек с указанием маршрута этого поезда. Помнится кто то говорил, что паровозы М водят самые тяжёлые почтово – багажные поезда и пассажирские поезда , где число вагонов приближается к 20. Су водили более лёгкие поезда и пригородные в том числе. А паровозы С водили самые лёгкие поезда. Я несколько раз видела паровозы С и Су на тендерах которых было мелом написано «Подольск», «Серпухов» и даже «Тула» - корче, куда следовал поезд. Постепенно паровозов С и М становилось всё меньше а Су – больше. Потом появились паровозы ИС – «Иосиф Сталин».



Паровоз серии ИС (ФДп)

Вот они уже водили только дальние поезда, а Су водили пригородные. А затем от Каланчёвки до Подольска пошли уже электрички. В 1950 е годы линию электрифицировали дальше, но ИС и Су продолжали работать ещё долго, потому что у нас не было ни тепловозов ни электровозов способных развивать такую скорость, какую развивали эти паровозы….
А какая это была красота – поезд ведомый паровозом! Незабываемое зрелище! О том что приближается поезд можно было узнать по тому, что по пешеходному мосту на Каланчёвской площади начинали бегать пешеходы (до войны на платформе Каланчёвская был переходной мост – прим авторов). Затем они вообще разбегались. Звучал длинный- длинный свисток И из-за зданий со стороны Безбожного переулка вырывалось облако дыма и пара. В нём буквально тонула вся станция Каланчёвская, переходной мост вообще не было видно. И это облако росло и приближалось к нам. И вот из за забора на путепровод выползал паровоз и медленно набирая скорость шёл над Каланчёвской площадью. А за ним катились пассажирские вагоны, под посадку пассажиров на Курский вокзал. Все поезда были разной длины. Иногда паровоз уже скрывался за домами Новорязанки , а вагоны всё ещё катились мимо нас. В те времена самые скорые, самые быстрые назывались курьерскими. Они были 7-8, максимум 10 вагонов. Вот их водили паровозы С, иногда Су. А самыми короткими были так называемые трудовые или рабочие поезда. Они состояли из двух вагонов, и их тоже водили паровозы С. Это была интересная вещь, сейчас ничего подобного нет, прежде всего, эти поезда были бесплатными. На них не надо было брать билеты. Они развозили рабочих по заводам и фабрикам, которые располагались вдоль Окружной дороги. Как то мы с Ольгой решили прокатится на таком поезде. Почему не прокатится если всё бесплатно. Но как это сделать, если эти поезда ходили только утром и вечером. И к тому же только по рабочим дням. Короче мы взяли и не пошли в школу. Народа в вагон набилось как сельдей в бочку. Табачный дым столбом стоял. А ведь тогда в трамваях и автобусах курить было категорически запрещено. А тут хоть топор вешай. А ещё мат. Пассажиры трудовых поездов общались именно на нём. Вот таким был контингент этих бесплатных трудовых поездов. Когда мы вернулись нам родители ещё всыпали – «Где Вы были. Только не говорите, что были в школе. Там вас не было! И почему от вас так разит табачищем. Пришлось сознаться… Ну а они – «Что бы в первый и последний раз делали такое! И школу прогуливали и на рабочих поездах ездили! Вы что, не знаете, что там ездит один уголовный сброд «. Ну обещали исправиться и больше так не делали. Но к трём вокзалам ходили смотреть, как поезда через путепровод идут. Иногда прохождение поезда сопровождалось самым настоящим градом из непрогоревших углей. Из паровозной трубы. Тут уж доставалось всем и нам в том числе. Помню как дико ржали извозчичьи лошади , попавшие под этот град. Ну а мы домой вернулись а мать спрашивает – что опять на Каланчёвку ходили . Ну мы «а как ты догадалась» - А вы на себя в зеркало посмотрите, вы же чернее негра «
А какими были паровозные свистки! У каждого паровоза был свой «голос», да ещё какой громкий! Его было слышно даже у Мясницких ворот, у школы, где я училась. Я быстро научилась различать паровозы по «голосам» и безошибочно угадывала какой паровоз сейчас появится. Особенно красиво звучали гудки паровозов С и Су. Дело в том что они были многотональными . И если голоса «овечек» и «кукушек» мог различить кто угодно, различить свистки паровозов С и Су было гораздо труднее. Свисток Су звучал как то грубее, в более низкой тональности. А у паровоза М свисток звучал совсем иначе, он чем то напоминал заводской гудок или гудок парохода...
Помнится мои родители очень хотели что бы я пошла работать на железную дорогу. В те времена женщины осваивали чисто мужские профессии и вся страна очень гордилась этим. Вот Зинаида Троицкая – первая женщина – машинист в СССР. Пользовалась такой славой, которой позавидовали бы нынешние космонавты. Она была кумиром для тысяч девчонок, решивших связать свою судьбу с железной дорогой. Скажу честно – и я была среди них. У меня на стене висел её портрет, вырезанный из какого то журнала… Помнится , мама мне говорила – выучилась бы ты Геля , на паровозного машиниста, весь переулок тобой бы гордился , да и ты была бы одета-обута… Такой же точки зрения придерживался и мой отец. Он говорил конкретнее – что бы я стала машинистом на паровозе С и Су, и водила бы только экспрессы, курьерские поезда , как мы их тогда называли. И когда мы стояли у путепровода на Каланчёвке, он иногда говорил , когда через путепровод шёл очередной состав – представляешь, что вот этот поезд вела бы ты. А на тебя смотрела бы вся Комсомольская площадь. И все бы твои подруги и одноклассники тебе бы завидовали! Говорили бы – знаете кто ведёт этот поезд. Да это Гелена Великанова, известная женщина – машинист!
Это сейчас жизненные приоритеты изменились, все хотят стать космонавтами или артистами… А тогда в 1930 е годы профессия эстрадной певицы была не в почёте. Оперной – ещё куда ни шло , а эстрадной – нет. Это считалось низостью. И если бы мои родители узнали что я стала эстрадной артисткой. Они бы мне вырвали ноги… ( Отец Г. М. Великановой умер ещё до войны, а мать во время войны в эвакуации . а сама Гелена Марцелиевна почему то никогда не называла себя певицей)

Вот такая замечательная паровозная история.

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 29
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Jul. 4th, 2017 04:47 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
che_21
Jul. 5th, 2017 06:47 am (UTC)
А сейчас человек труда, да еще и все жизнь на одном месте проработавший это лох. Нужно быть успешным! Торгашем или в теплом месте в конторе работать, ну нефтянник еще (не тот что на буровой) тот что в офисе. Сменились приоритеты...
matsam
Jul. 5th, 2017 05:12 pm (UTC)
Сменились и молодежь сменила приоритеты, только и в конторы и в торгаши уже не хотят, хотят быть чиновниками, а еще лучше силовиками-налоговиками или таможенниками.
Михаил Мирошников
Jul. 5th, 2017 12:38 pm (UTC)
Спасибо! Интереснейшие воспоминания увлеченного человека! Тоже ходили с друзьями смотреть паровозы-поезда на станцию Саратов-I в конце 50-х..Паровозы Су,Э,СО.Да ещё на вокзале газировка была дешевле-25коп... А в году 60-61-м довелось проехать на паровозе серии Э от ст.Тащиловка до Сердобска!
matsam
Jul. 5th, 2017 05:13 pm (UTC)
А я бегал на МОЖД , тоже еще в середине 60х паровозы застал.
zlobino
Jul. 5th, 2017 02:19 pm (UTC)
Пешеходный мост на Каланчевки стоял до начала 80-х годов. Деревянные ступени и рама из старых рельс .
matsam
Jul. 5th, 2017 05:18 pm (UTC)
Я это помню, часто тогда там бывал
vita_life777
Jul. 5th, 2017 03:16 pm (UTC)
Cупер!
Супер!!!
matsam
Jul. 5th, 2017 05:12 pm (UTC)
Спасибо дорогой, очень приятно :)
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala