matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Начинающим маньякам

Оригинал взят у antontsau в Начинающим маньякам
Раз у меня очередное обострение с паравозегами, напейшу-ка я обзорное псто про то, как начать движение к зияющим высотам труЪ железнодорожно-модельного маньяццства. Я уже как-то писал об этом деле ( http://antontsau.livejournal.com/131534.html ) теперь немного разверну.

Лучше всего это, конечно, начинать с детства. Мне лично дед притащил первый паравозег на НГ, то есть ровно в три годика. Я этот момент помню до сих пор, хоть и не очень четко - елка, а вокруг нее круг рельсов и этот самый паравозег ездит. АААААААААА! Но если этот момент давно прошел мимо, если уже седина на разных выступающих частях тела, то все равно еще не поздно. Ну и турбовариант - купить это все дитям, а использовать все равно самому, но в этом вопросе я не очень копенгаген. это уже по народным преданиям.

Главный путь этого дела - разумеется "от игрушки к труЪ". Не надо даже и пытаться с самого начала построить что-то такое капитальное, чтоб и домеги и паравозеги и подвал с чердаком соединить через дыры в стенах и винтовой подьем в прихожей, все равно ничерта не получится. А вот купить какой дешевый набор и его развивать вполне можно, это несложно и много времени не занимает, а на начальных этапах маньяццства вполне достаточно.

(картинки и ссыкли будут на любимый немецкий магазин по этому делу, но это совершенно необязательно)

Старт сет

Практически все уважающие себя фирмЫ по этим делам продают в каком-то виде старт сеты. Это вполне самодостаточный набор - рельсики, паравозеги-вагончеги, какой-то блок питания или (в цифровом случае) контрольная станция. Ездить будет. Недостаток - практически неизменно. собрать из такого кита что-либо отличное от единственного варианта предусмотренного производителем почти нереально, и обычно оно очень маленькое.





или вот совсем уж детсадовское



Это Пико, оно считается фииии какой попсой, плаааааастиковое, фуфуфубяка... зато ДЕШЕВО. Этот вот набор с электровозом - цифровой! - стоит 160 евров. Аналоговый такой будет порядка стольника. А цирковой паравозег вообще 70евр.

Да, разумеется надо с самого начала решить в каком направлении двигаться гойловой - в DC (аналог, постоянное напряжение) или DCC (цифра). Аналог проще, там ничего хитрого, дали напругу - колесики завертелись, убрали - остановились. Но при этом чтоб заставить хотя бы два паравозега ездить независимо приходится довольно продвинуто извращаться, разделяя пути на участки, строя какие-то управления и пр. Это конечно вполне достижимо, труЪ маньяки на DC строят комплексы в пять станций, десятки метров путей и толпу одновременно болтающихся там паравозегов, но это уже труЪ. DCC же с самого начала рассчитано на "управляй поездами а не путями", можно хоть обставиться паравозегами, у них у всех будет независимое управление без каких-либо подобных извратов. Но зато появится заметный порог вхождения на тему "а как вообще эту сволочь заставить хоть куда-то поезать! ааааа, ничего я в этом не понимаю!".

Так что способ для слабых духом - купить таки аналоговый набор, но с четким прицелом на то, что уже второй паравозег будет DCC, а первый при этом будет конвертирован. Требования к рукосуйству для конвертирования DC в DCC практически никакие если это предусмотрено с самого начала (DCC ready) - открыть корпус, выкинуть вилку-замыкатель, воткнуть на ее место декодер, поехали. Но делать это придется.

Как я уже отметил, старт сеты обычно очень тухленькие. Ну что там можно наездить на одном кружке с одним тупичком? для трехлетнего ребенка интересно, но не более того. Но иногда все же попадаются и попродвинутее


этот уже на что-то похож. Но все равно, конечно, очень маленький.

А теперь - тадааамммм! - вступаем в область маньяццства. Главный плюс этого всего - то, что оно СТАРТ сет. Не замкнут сам на себя, а затравка для наращивания на него чего угодно из всей гаммы имеющегося в производстве, и даже необязательно от одного и того же производителя. Конечно разводить жуткий зоопарк из ежей и ужей не очень хорошо, лучше придерживаться одного-двух производителей по рельсам (см ниже насчет американщины), с паравозегами легче, но там надо обращать внимание на совместимость по сцепкам (тоже см ниже). Итак, к подобному старт сету можно легко и ненапряжно докупить например набор стрелок и тупичков (то, что на этой картинке цветное, а белые рельсы это стандартный набор А, просто круг)


оптом дешевле! В смысле если брать таким набором, то получается существенно дешевле, чем все те же стрелочки и тупички по отдельности. Но можно и в розницу, нивапрос, всякие прямые-кривые-короткие-стрелки, прямо по каталогу.

Что бы я рекомендовал начинающему маньяку... Для Пико - вот этот самый набор D "пять стрелок с тупичками", штук 30 прямых 231мм, пару дополнительных кругов (из расчета 12 рельс на круг, они по 30 градусов каждая) рельс R3 (радиусы бывают R1, R2, R3 и R4, каждая пара последующих позволяет сделать двухпутный поворот на правильном годном расстоянии между путей. Рекомендуется использовать для магистральных путей не ниже R2 а лучше R3, а то особо длинные паравозеги не любят столь крутых поворотов, некоторая американщина и по R3 с огромным трудом проезжает), ну и всякие мелкие адапторные рельсы для сборки станций, см каталог.

Вообще у Пико есть такие вот рельсы

http://www.modellbahnshop-lippe.com/gruppenliste/Standard+Railtracks/15-4-0-0-007001-0-0-0-0-0-0-grp-gb-p-0/gruppenliste.html

Прямой 239 55200 (основной рельс для укладки длинных прямых, двойка)
Прямой 231 55201 (два минус немного)
Прямой 119  55202 (единичка)
Прямой 115  55203 (единичка минус одна шпала, компенсаторная),
Прямой 62     55205 (половинка)

Впрочем, как считать. Можно за единицу взять 231, и тогда будут "единицы плюс немного". Смысл такого "плюс немного" - длина рельса 239 как раз равна косинусу стандартного кривого, то есть если от стрелки начинается с одной стороны кривой а с другой такой прямой, то стыки не смещаются. В общем, см каталог, там много примеров стандартных укладок всяких разьездов. Кое-что видно и по приведенным чуть выше планам стартсетов.

Кривой r3 55213
Кривой r2 55212
Кривой r4 55214
Кривой r1 55211
Кривой r9 55219 (это компенсаторный рельс, равный боковому отводу стандартной прямой стрелки на 15 градусов)
Кривой r2 7.5 55252 (совсем коротенький, на 7.5 градусов, рельсик, опять же для всяких станций)

Стрелка правая прямая 55221
Стрелка левая прямая 55220
Стрелка правая кривая 55223
Стрелка левая кривая 55222
Стрелка правая кривая р3 55228 (стрелка для кривой большого радиуса)
Стрелка левая кривая р3 55227
Стрелка 3-пути 55225  (внимание, крайне малонадежна и требует настройки!)
Крест-стрелка 55224 (а эта вполне ничего физически, но крайне сложна в управлении, если без компутера)

Но это уже на следующей ступени, не пытайтесь повторять это дома, подождите добрых санитаров.

Разумеется, при этом все стрелки будут ручными, никакой автоматики, это только сами рельсы. Все пиковские стрелки можно механизировать при помощи одного и того же привода 55271, но это опять же следующий этап, подождите пока выработается устойчивая зависимость. Для начала сойдет и так. Самое забавное, что не только для начала но и для конца, при постройке тяжелых макетов такие привода тоже не используются, так как прикручиваются сбоку от стрелки и неэстетично торчат вверх, труЪ маньяки используют привода (моторчики, рульмашинки, магнитики, черепашки всякие и прочие варианты) под полом макета, выводя наружу в стрелку только управляющую тягу.

DCC управление

Для начала сойдет и тупой пульт из старт сета. Особо много на нем не понауправлять, но ездить будет. А потом можно уже и о чем-нибудь попродвинутее подумать. например о NCE Powercab - контрольная станция и силовой каскад прямо в пульте. Причем довольно удобно и просто в использовании.



Но для тяжелого маньяццства малопригодно, хотя и может быть наращено внешними бустерами, дополнительными пультами и пр. У меня такое есть, но не используется ввиду тотального перехода на дигитрах.

Для компутерных жителей рекомендуется практически сразу уходить на компутерное же управление. JRMI какой-нибудь, всего железа для управления - порт между USB и шиной управления (зависит от используемой контрольной станции), есть и для NCE (NCE USB interface) и для Digitrax (RR CirKits Locobuffer USB). Все становится гораздо проще, но опять же возникает некий порог вхождения, разобраться как все это запустить мня, там глухая оперсорсная явятина с соответствущими заскоками в юзерском междумордии. Я вполне вьехал, но не сказать что сразу.

Вагончеги и паравозеги

Как уже отметил - практически от любого производятела. Если оно HO/OO, то на рельсы встанет. Возможные вопросы совместимости:

1. DC/AC/DCC. AC несовместимо совсем, там третий рельс, тьфу, брось бяку. DC и DCC надо выбрать и дальше так и придерживаться, для конвертации в DCC надо будет вструмлять декодеры. Строго не рекомендуется вестись на всякие дешевые DCC on board (особенно этим славится Бахман) - если и работоспособно, то глючит, а часто и вообще стартовать не хочет. Лучше брать DCC ready и внедрять всем одну и ту же любимую проверенную модель декодера (текущий выбор дорогой редакции - Digitrax DH166P/PS/D в зависимости от конструкции паравозега и места под декодер в нем, они отличаются только прилагаемым шлейфом проводов, D под пайку, P 8пин колодка, PS та же 8 пин колодка, но провод к ней коротенький).

2. Сцепка. Существует несколько разновидностей сцепок, все несовместимы. Пико свои вагончики поставляет с "евросцепкой", такой небольшой крюк-кольцо.




Для начала пригодно, но плохо работает на толкание, особенно на длинных вагонах, и расцепляется только механически. Более продвинутый вариант - Fleischmann Profi


у этого с толканием все замечательно, но расцепляется по-прежнему только механически. Есть вариант с встроенными электросоединителями, но это уже для продвинутых адептов. Недостаток - расцепляется на колдоебинах, так как совершенно не держит движение вверх-вниз, два миллиметра поднялось и вышло из зацепления. Вариант с проводочками в этом отношении лучше, но зато его вообще невозможно расцепить вручную, только подпихивая палочкой пимпочки расцепления снизу.

Для обоих вариантов есть электрически расцеплялки, такая педаль с приводом между рельс . Но она работает только строго на самой себе, где поставили там и расцепит, не более того.

И то и другое обычно легкозаменимо (см на картинках на хвосты, это защелки для стандартного колодца NEM362), но попадаются особо упорные дятлы, у которых сцепки вкручены намертво. Старое (времен исторического материализма) Пико этим страдало, сейчас такое попадается у роко в старых выпусках и прочих лимах. Осторожно, можно попасть.


Американский вариант - сцепка Magne-Matic и совместимые аналоги.





похожа на настоящую Janey и примерно так же и работает. Позволяет расцеплять вагончики на постоянных магнитах вклеенных между рельс (уже как-то докладывал, http://antontsau.livejournal.com/133163.html )

Крепление обычно "на поверхность винтом", поэтому с евросцепками несовместимо в одну сторону. Обратно, в гнездо NEM, кадю вставить легко, просто надо покупать под это заточенные, #18-#19 (отличаются длиной).

Остальные варианты - фуфуфу. Есть любимый английский (Хорнби и Ко) вариант с совсем неприличным крюком, есть life-likeовский боковой зацеп (похож на флейшман, но говноЪ ввиду несимметричности), есть какая-то японская экзотика. Никогда не покупай, юзернейм, такие вагончики! Их еще обычно и заколебешься переделывать!


Американщина и рельсы с балластом

Все вышеприведенное базируется на легких рельсах без какой-либо основы. Это просто и удобно, но имеет неустранимый недостаток - крайне чувствительно к ровности пола. Переход с паркета на ковер напрочь все убивает, вагоны расцепляются, паравозеги падают под откос и тп. Всякие колдоебины и неровности смертельны, особенно в районе стрелок. Любое зацепление ногами и рогами - рельсы мнутся и гнутся. На полноценном макете это неважно, все прибито гвоздями, а вот при раскладке на полу... Поэтому существует несколько систем рельс "с балластом", на пластиковой толстой основе. Самая распространенная - бахмановская, американский рельс code 100 (то есть 100 миллидюймов, 2.54мм высотой) на пластиковом основании



на фотке сразу три варианта - бахман в виде моста (а может так же и на полу лежать, без опор), голый тип100 на полу справа и слева и ПИКО на переднем плане. По колее и высоте они все одинаковые, немного отличаются шириной основания поэтому стыки осуществляются либо переходными детальками, либо с приложением физического усилия, но стыкуются хорошо.

В этой бахмановской системе разумеется есть и стрелки, и всякие компенсаторные рельсы, да и основных рельсов там довльно много самых разных (18", 21" кривые и тп), но все же по богатству выбора оно уступает, а значит плотность монтажа резко падает. Поэтому Главную Станцию лучше делать из пико и на каком-то ровном месте (у меня сейчас пол выложен ДСПшными плитами 1.2*1.2м, и на них уже пути) а всякие петли десятками метров по всей комнате и мелкие вспомогательные разьездики из бахмана. Опять же, существуют стартовые наборы - круг таких рельс с балластом и какой-нибудь паравозег



(вот этот например раскрашен под австралийский БХПшный поезд, таскающий железную руду в Пт Хедланд)

Есть рельсы тн code83, то есть 83 миллидюйма, 2.1мм. Для того, чтоб состыковать их с code100, необходимо использовать переходную деталь, иначе получится ступенька и прыжок. Маньяки их очень любят так как они выглядят более похоже на настоящие, но для бытового уровня это нафиг не сдалось и только мешается.



Ну ладно, для начала хватит. Смотрите там перед санитарами не попалитесь!

Tags: Модели железных дорог
Subscribe
promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments