matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Фотопроект «Город на память». 153. Московская окружная железная дорога

Отличный пост!

Оригинал взят у evge_chesnokov в Фотопроект «Город на память». 153. Московская окружная железная дорога
Московская окружная железная дорога (современное название - Малое кольцо МЖД), построенная в 1902-1907 годах, поначалу использовалась для перевозки и грузов, и пассажиров, но уже не одно десятилетие по ней бегают только товарные составы. В наши дни принято решение запустить по кольцу городские электрички. Как сообщил осенью 2014 года Мэр Москвы Сергей Собянин, «проект МКЖД вступил в свою решающую стадию: выполнено уже 50 процентов работ. После запуска железнодорожного кольца будут созданы условия для комфортных пересадок с пригородных электричек на городские». В этом сюжете краткий обзор лишь нескольких объектов МК МЖД на участке Сити - Лужники - Черкизово.

05. Малое кольцо. Краснолужский мост. 23.12.14.51..jpg

В конце XIX века грузооборот на железных дорогах значительно вырос, подъездные пути к московским вокзалам были забиты товарняками под погрузку-разгрузку, а ломовые извозчики перекрывали привокзальные улицы. Проекты строительства окружной железной дороги, которая соединила бы вокзалы, предлагались с 1869 года, но по разным причинам не нашли поддержки властей. Лишь в 1897 году император Николай II "признал желательным" создание Московской окружной железной дороги. Кольцо строили с 1902 по 1907 год, а точкой отсчёта стала станция Лихоборы, возле которой был установлен указатель первого километра, отсчёт производился по часовой стрелке.

Выполняя высочайшее указание императора "Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид", власти засуетились и привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.И.Рашевский, А.Н.Померанцев, Н.В.Марковников, И.М.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания были выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях. Создавались и типовые проекты жилых домов для сотрудников, служебных построек. На оформление интерьеров тоже денег не жалели, заказывая за границей черепицу, печи, часы. 19 июля 1908 года по Окружной дороге прошёл первый поезд.

Станции:
Лихоборы
Владыкино-Московское
Ростокино
Белокаменная
Черкизово
Лефортово
Андроновка
Угрешская
Кожухово
Канатчиково
Пресня
Серебряный Бор


Изначально предполагалось перевозить по кольцу не только грузы, но и пассажиров. Тогда подвела тарифная политика: цены на билеты установили слишком высокие и желающих занять места в вагонах было немного. Ну а с 1935 года горожане выбрали метрополитен и пассажирские перевозки по Окружной дороге прекратились вовсе. К столетию дороги выяснилось, что она становится нерентабельной, грузов перевозят всё меньше, зато в её окрестностях проживают около полутора миллионов москвичей. В 2008 году Правительство Москвы и руководство РЖД приняли решение возродить пассажирские перевозки, построив 31 станцию (сто лет назад было 12 станций), новые путепроводы, тяговые подстанции и другие объекты инфраструктуры.

Протяженность Малого кольца железной дороги составит 54 километра с 32 остановочными пунктами, транспортно-пересадочные узлы сделают удобной пересадку пассажиров железной дороги, метрополитена и наземного транспорта. При этом планируемый ежегодный пассажиропоток МКЖД со временем составит не менее 300 миллионов человек. Восемь путепроводов планируется реконструировать при строительстве Малого кольца железной дороги, будут возведены новые тяговые подстанции.

Самое интересное, что поезда будут ходить с интервалом всего в 6 минут, почти как в метро, а билеты для доступа на МКЖД и метрополитен планируется объединить. На кольце будут эксплуатироваться новые составы, один из образцов был представлен осенью 2014 года на выставке ЭкспоСитиТранс.

Горожане в целом положительно относятся к проекту, а власти прислушиваются к мнениям граждан - в разных районах проходили общественные слушания, на которых были высказаны предложения по оптимизации транспортно-пересадочных узлов, созданию новых парковок для автомобилей и велостоянок, проблемам экологии и шумозащиты (кстати, часть кольца проходит через национальный парк Лосиный остров и здесь необходимы дополнительные защитные сооружения, чтобы лоси и другие животные не смогли выходить на пути).

Для всех станций МКЖД разработан общий стиль архитектурных и дизайнерских решений – современный, технологичный и легкоузнаваемый. При этом будут отреставрированы исторические станционные и служебные постройки (только в окрестностях станции Лихоборы http://www.yamoskva.com/node/14397 сохранилось почти два десятка таких зданий, возведенных в 1905-1908 годы, в том числе вокзал, дом начальника станции, водонапорная башня, пункты управления стрелками, действующее веерное паровозное депо http://www.yamoskva.com/node/14423 и другие).

01. МОЖД. Казармы в Перово. 1907. снесены...jpg
Увы, большинство исторических зданий окружной дороги перестроены или уничтожены. Казармы служащих Окружной железной дороги у Владимирского шоссе снесены совсем недавно, в 2011 году. Казармы служащих. 1907 год: https://pastvu.com/p/10267

01. МОЖД. Черкизово. 1907...jpg
А это водоёмное здание на станции Черкизово снесено в 1980-х при строительстве метрополитена.
Черкизово. 1907 год: https://pastvu.com/p/22854

01. Малое кольцо. РА2. 23.12.14.52..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.54..jpg

Остановочный пункт Сити. Строительство железнодорожной эстакады

02. МОЖД. Брянская ветка. 1993...jpg
Раньше это место выглядело так. Брянская соединительная ветка МОЖД. 1993 год: https://pastvu.com/p/51776

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.17..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.16..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.57..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.14..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.10..jpg

02. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.18..jpg

03. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.21..jpg
Стрелочный пост

03. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.22..jpg

03. Малое кольцо. Сити. 23.12.14.20..jpg

04. МОЖД. Потылиха. 1907..jpg
Потылиха. 1907 год: https://pastvu.com/p/10099

04. Малое кольцо. Потылиха. 23.12.14.50..jpg

05. МОЖД. Краснолужский мост. 1907 1917..jpg
Краснолужский мост. 1907-1917 гг.: https://pastvu.com/p/15788

05. Малое кольцо. Краснолужский мост. 23.12.14.52..jpg

06. МОЖД. Воробьевы горы. 1907 1908..jpg
Воробьёвы Горы. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/85716
В современной интерпретации это будет остановочный пункт Лужники.

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.50..jpg

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.05..jpg

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.06..jpg

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.14..jpg

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.12..jpg

06. Малое кольцо. Лужники. 23.12.14.11..jpg

07. МОЖД. Андреевский мост. 1986...jpg
Андреевский мост. 1986 год: https://pastvu.com/p/155855
В конце 1990-х годов Андреевский мост был разобран и сплавлен в сторону парка Горького. Поезда сейчас следует по Новоандреевскому мосту.

07. Малое кольцо. РА2. 23.12.14.07..jpg

08. МОЖД. Канатчиково. 1990 1995..jpg
Канатчиково. 1990-1995 гг.: https://pastvu.com/p/105961

08. Малое кольцо. Канатчиково. 23.12.14.52..jpg

08. Малое кольцо. Канатчиково. 23.12.14.54..jpg

08. Малое кольцо. Канатчиково. 23.12.14.55..jpg

08. Малое кольцо. Канатчиково. 23.12.14.02..jpg

01. Малое кольцо. РА2. 23.12.14.10..jpg

Почти всю дорогу от Сити до Черкизово за окнами вагона - индустриальный пейзаж, гаражи, свалки. Большинство крупных заводов и фабрик за последние 10-15 лет закрылись или вывели своё производство в Московскую область. С запуском пассажирского движения предполагается обустроить прилегающие территории, хотя здесь, возможно, придётся столкнуться с проблемой частной собственности на окрестные постройки (вдоль железной дороги находится около 4000 гаражей и сотни капитальных строений). Законным владельцам будет выплачена компенсация, незаконные постройки пойдут под снос.

На этих фотографиях заоконный ландшафт кажется весьма малолюдным и угрюмым, но на самом деле в окрестностях кольца проживает почти полтора миллиона горожан, потенциальных пассажиров обновлённой железной дороги.

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.08..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.10..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.11..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.17..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.19..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.52..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.27..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.32..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.33..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.63..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.39..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.34..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.36..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.64..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.78..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.80..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.31..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.66..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.83..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.37..jpg

Зима. Малое кольцо. за окном. 23.12.14.84..jpg

01. Малое кольцо. РА2. 23.12.14.50..jpg

Tags: Железные дороги, Москва., Россия, история железных дорог
Subscribe
promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments