matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:
  • Location:
  • Music:

Воскрешение...

Сегодня мой замечательный друг и замечательный моделист из Нидерландов Danny Soetens представил свою новую работу, модель парового трамвая.

10497025_10205862077534759_1579540543210841269_o

Работа прекрасная, просто нет слов . Но меня заинтересовал сам трамвай, не так много было в мире паровых трамвайных линий, а действующих музейных вообще единицы. Но оказалось, что прототип модели Бернский паровой трамвай действительно работает в столице Швейцарии и в наши дни. Вот он красавец на линии. Произошло настоящее воскрешение старинного трамвая.

BTG_WP14_Willlkommen_g

А вот история этого трамвая очень необычная и интересная. Первые паровые трамваи появились в Швейцарии в конце XIX века. В Берне трамвайная линия была открыта 17 мая 1894 года,, она соединила вокзал с центральными районами города и кладбищем, по сути эта была внутригородская уличная железная дорога. Её обслуживали восемь паровозов и двенадцать четырёхосных вагонов паровых сделанных в Roll’schen Eisenwerken. Стоимость проезда составляла 20 сантимов от конечной станции и 10 за отрезок пути. Вот этот маленький поезд на улицах Берна.

AK_Christoffelgasse_72

Маленькие паровозики типа G 3/3 проработали на городских улицах восемнадцать лет

2008_01_23_784

Сначала им конкуренцию составили паровые вагоны работающие на сжатом воздухе , предварительно закачанном в специальные баллоны с помощью электрического компрессора. Эти трамваи называли Lufttrams, сжатый воздух под давлением в 40атм проходил через небольшой котел повышая эффективность работы паровой машины.

419676_pic_970x641

А в 1902 году на линии вышли электрические трамваи и история паровых машин казалось бы закончилась.... Паровозики были отправлены на работу на железные дороги, промышленные предприятия и лесопилки

btbg33nr5blochmont1898

Одна из машин G 3/3 № 18 верой и правдой трудилась до 1950 года, а затем вместе с восстановленным вагоном попала в музей Швейцарских железных дорог (SBB) в Люцерне, где находится до сих пор в добром здравии и рабочем состоянии.

berner-dampftram-g-33-nr-591493

А вот наш герой паровозик той же серии с порядковым номером 12 до 1943 года трудился на лесопилке Sägerei Renfer в городке Biel, там кстати и сегодня сохранена промышленная музейная железная дорога. Потом ветеран попал в фонды музея SBB открытого в 1959 году был отремонтирован. Он неоднократно принимал участие в парадах ветеранов , а с 1973 по 1981 год трудился на музейной железной дороге Blonay - Chamby , а в 1994 году вернулся домой в Берн, где был полностью отреставрирован.

bild11

Столетний юбилей паровоза был отпразднован торжественно , в гости приезжал его брат под № 18 и они вместе радовали многочисленных зрителей. Казалось бы пора на покой. Но в 2002 году , инициативная группа решила возродить легендарный паровой трамвай в Берне, было создано акционерное общество, под невиданные для Швейцарии 10% годовых выпущены акции и собраны деньги

Inhaberaktie_Berner_Tramway_Gesellschaft_500

Уставной капитал общества составил 100 000 франков основными акционерами стала транспортная компания столицы Швейцарии Bernmobil (15 000 CHF) и Tramverein Bern - общество по сохранению общественного транспорта (10 000 CHF) , остальные акции приобрели частные лица. А 1 июня 2005 года было создано Общество любителей паровых трамваев Берна и работа закипела. Первый выход трамвая в свет был запланирован на весну 2011 года, но пришлось задержаться и исторический состав появился на улицах Берна в 2012 году.

7445562864_e281a2536e_b

Паровой трамвай работает в выходные и праздничные дни, обслуживают и ухаживают за ним специально обученные волонтеры, для них была создана специальная обучающая программа, недостатка желающих учиться управлению, реставрации и уходу за раритетной техникой нет, скорее наоборот.

berner-dampftram-4793

Сегодня паровой трамвай ведомый 120 летним ветераном G 3/3 под № 12 стал одной из главных достопримечательностей города.

berner-dampftramwaydie-tram-bei-kirchenfeldbruecke-4787

А общество любителей пара продолжает свою работу, уже отреставрированы грузовые вагоны, которые в позапрошлом веке подвозили уголь для паровозиков и доставляли грузы по городу

BTG_L45_Typenbild_72

BTG_Titel_L45

И уже началось восстановление знаменитых Lufttrams

2005_12_20_597

А я благодарен Данни за его удивительные работы

10996547_10205862077934769_2331310171265044598_o

11016127_10205862077654762_2730766585413595007_o

И добавлю пару слов о моделях знаменитого трамвая

Фирма ATLAS выпускает недорогую стендовую модель в масштабе НО 1:87

1-87-Atlas-Berner-Tramway-Gesellschaft-1894-SLM-G-3-3-OH-Scale-Model

А это уже масштаб Nm ,моя любимая девятка, 1:160. Эксклюзивная модель от немецкой N-tram

Полноэкранная запись 20.02.2015 110534

Цена игрушки 405 Евро

Но самая крутая модель - это безусловно машина в масштабе G 2m 1:22,5 . Живой пар,цифровое управление и часовой запас хода. Швейцарская фирма Dampfatelier.

dampftram_muster_002

Вот такая сегодня получилась история о трамваях и моделях. Спасибо.

Tags: Трамваи, Швейцария, история железных дорог, модели железных дорог
Subscribe
promo matsam март 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →