matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Таинственная Молдова (первая часть - Кантемир)

Оригинал взят у crimecat1 в Таинственная Молдова (первая часть - Кантемир)
И так немного освоившись с написанием первого своего поста и вставкой в него фотографий решил перейти и написать второй пост о своей однодневной поездке в Молдову которую я совершил в октябре месяце во время первой своей поездки в Одессу(''так получилось, что этой осенью я ездил в Одессу два раза, первый раз - в октябре и второй раз - в ноябре).
Данная поездка изначально задумывалась как железнодорожно-любительская и преследовала собой попасть в две, интересные как для меня так и для большинства любителей железных дорог и трейнспоттеров точки на территории этой прекрасной и замечательной страны, Молдова. И так первое место куда я предполагал попасть - это город Кантемир, а второе - Унгены. По дороге движения к этим двум точкам были первоначальные планы посетить город и станцию Бессарабская, а также город и станцию Комрат. По факту самой поездки эти планы пришлось корректировать о чем расскажу позже по мере своего повествования..

И так Кантемир. Для большинства не увлекающихся железной дорогой и ее историей это обычный очень маленький городок на юге Молдовы располагающийся недалеко от Румынской границы.  Кому интересно можете почитать и посмотреть фотографии города на их сайте http://cantemir.ucoz.ru/ Я же вернусь к железнодорожной тематике и расскажу о том ради чего собственно я так хотел попасть именно в это место. А попасть туда я хотел очень и очень давно, как наверное и большинство любителей железных дорог именно по тому что во времна СССР в окрестностях данного города находилась самая крупная на юге (да и во всей Молдове) грузовая пограничная сортировочная станция и железнодорожная ветка "нашей колеи" ведущая в Румынию. Таких, именно чисто грузовых линий "нашей" колеи, ведущих из бышего СССР в Румынию и соответственно железнодорожных пограничных пунктов пропуска было два. Первая и более известная чем Кантемир была линия Рени - Галац (о ней я тоже немного расскажу, ибо в 2009 году довелось проехать вдоль нее до ее конечной точки, грузовой сортировочной станции "нашей" колеи в Румынском городе Галац)  и вторая, основная, наиболее "закрытая" и малоизвестная это линия Кантемир - Фелчиу. Вот именно на ней и на Кантемирском железнодорожном узле мне и хотелось побывать и посмотреть что стало с ним сейчас.  
Вторая же контрольная точка моего путешествия был город и железнодорожная станция - Унгены. Станция Унгены также находиться возле Румынской границы и является узловой т.к. с одной стороны на нее сходятся внутренние железнодорожные линии Бельцы - Унгены и Кишинев - Унгены, а также из нее берет свое начало "международная" линия Унгены - Яссы. По сравнению с ранее упомянутыми мной линиями Рени - Галац и Кантемир - Фелчиу данная линия не являлась настолько закрытой, были фотографии в сети как с самой станции Унгены так и подвижного состава "нашего" и "Румынского" заходящего на эту станцию. Ну а мне хотелось все увидеть своими глазами и если повезет снять прибытие Румынского межгосударственного "подкидыша" Яссы - Унгены..
Вот такие были у меня планы до того как эта моя поездка состоялась..

И так от желания нужно переходить к действиям и еще до поездки я начал готовиться.. Уже имея опыт поездки в Молдову и зная о состоянии тамошних дорог (а оно там очень разное...) самым сложным для меня было найти информацию о состоянии дорого по предполагаемому мной маршруту и соответственно рассчитать и спланировать маршрут таким образом чтобы успеть оказаться в Унгенах к определенному времени. (межгосударственный "подкидыш" ходит всего 3 раза в день). Самым сложным оказалось найти информацию о дорогах по которым мне предстояло передвигаться и как следствие составить наиболееоптимальный маршрут... Информации о дорогах Молдовы очень мало. Есть разрозненная инфа по некоторым отдельным ее участкам, но цельной картины, увы нет.. Поэтому практически накануне отъезда я случайно набрел на просторах инета на Молдавский автомобильный форум пользователи которого мне немного помогли с выбором дорог и прокладкой маршрута.
Первая часть маршрута получилось такой: ; Одесса - Маяки - п\п "Староказачье\"Тудора" - Штэфан-Водэ - Каушаны - Чимишлия - Комрат - Кантемир (по факту данный маршрут оказалася не самым лучшим поэтому если кто-то еще захочет попасть на юг Молдовы из Одессы то лучше ехать так:
Одесса - Маяки - Сарата - Арцыз - Веселый Кут - Тарутино - п\п " Серпневое\Бессарабка " - Бессарабка - Чок-Майдан - Комрат - Кантемир
Выезд из Одессы по плану был назначен на 03-00 по Киевскому времени ( на момент поездки разница с Мск составляла 1 час) и также первоначально предполагалось что в столь трудное и малопредсказуемое путешествие я отправлюсь не один а с еще одним любителем железных дорог и известным ж/д фотографом из Одессы Игорем Аницоем, но буквально накануне отъезда уже поздно-поздно вечером от Игоря раздался звонок о том что пришел товар и он в день поездки обязан быть на работе.. Ну что же.. работа прежде всего поэтому - решил ехать один, хотя определенные опасения у меня были. Все таки это не та страна куда следует вообще ездить в одиночки а с учетом мест которые мне предстояло посетить и подавно.. (вот такие страхи и сомнения были у меня перед отъездом)... Но "смелось города берет" решил я, маршрут и дорогу я представлял ну, а с остальным решил разобраться на месте. Из-за волнений перед неизвестностью мне в ночь перед выездом не спалось поэтому вместо запланированных 03-00 я промучался до 01-30 и решил таки вставать. быстро попив кофе уже в 02-00 я стартовал от дома в Одессе. Первая четверть маршрута была мне знакома по совершенной летом 2009 поездке в Болгарию поэтому зная что далее нормальных заправок не будет заправился до полного на заправке WOG в Маяках и там-же купил парочку шоколадок типа Натс и бутылку минералки ( в будущем они сослужили мне очень хорошую службу). и после проезда постов в Паланке ( проходятся транзитом если дальше ехать на Украину) я с замиранием сердца свернул с уже знакомой мне М15 на КПП "Староказачье". Кроме меня на КПП была всего одна легковая машина ехавшая как и я в Молдову и более никого. Поэтому за 5 минут я "пролетел" Украинский терминал и  через 500 метров после него заехал на Молдавский. Молдаване очень приветливо встретили лишних вопросов не задавали и пожелали хорошо провести время в их гостеприимной стране. 15 минут и я выехал с Молдавского терминала на неизвестную мне доселе дорогу. Машин ни встречных ни попутных не было до самого поворота на Штэфан-Водэ потом изредка попадались но в целом участок дороги от границы до Штэфан-Водэ мне показался пустынным и при этом отличался новеньким асфальтом с хорошей разметкой и дорожными указателями на которых сразу же появился километраж до Кишинева. Так что через несколько минут я освоился и дальше шел довольно быстро. Повороты и изгибы дороги мне очень хорошо помогал предвидеть навигатор который благодаря моим страниям Молдову знал и собственно ни разу в этой поездке меня не подвел. Где-то посредине участка Штэфан-Водэ - Каушаны новенький ровный асфальт закончился причем резко ступенькой... и началась старая разбитая дорога. Но в принципе по сравнению с тем что я видел в Молдове ранее не смертельно в районе 100 км\ч можно было передвигаться, но при свободности дороги оставляя себе место для маневра. При разъезде со встречкой - притормаживал ибо обочин как таковых нет и сразу после асфальта начинается чернозем ( а когда он сырой .. это хуже глины политой машинным маслом) так что приходилось быть предельно внимательным и аккуратным чтобы его не зацепить.. Так коротго-долго доехал я до первого крупного города на моем пути - Каушаны. Только я въехал в город и начался первый пи....    встреченный мной в Молдове.   Дорога идет прямо по улицам города но улицы когда-то давно были выложены кривым булыжником ( заметьте отличие от более-менее ровной брусчатки) после чего городок по видимому неоднократно бомбили, потом дома восстановили а вот дорога так и осталась в "послевоенном состоянии". Сплошное лавирование между ямами и воронками.. Интересно как здесь фуры и междугородние автобусы с низким клиренсом проезжают? В общем мне не привыкать.. проехал.. а вот дальше я совершил непростительную на мой взгляд глупость на перекрестке на котором основная дорога "на Кишинев" поворачивала направо я решил не делать крюк в более чем 150км и поехал прямо честно поверив указателю "Чимишлия 61 км". Первые 8км этой дороги я пролетел довольно быстро. асфальт был хоть и не новый но хотя бы без дыр с умеренной "волнистостью". а вот через 8км дорога оборвалась внезапно и неожиданно.... Мдя.. Темень, ночь, прямо передо мной гора щебня за которой прасматривается какое-то грандиозное строительство (или раскопки) которые вели здесь лет 20 назад. Все это великолепие уже успело обильно прорости мелким кустарником и даже маленькими деревцами... Первая мысль - возвращаться обратно и все таки ехать через Кишинев... а вторая если бы дорога была закрыта то нафига было ставить новый указатель показывающий расстояние до Чимишлии?? Да и навигатор уверенно показывал что я нахожусь на дороге республиканского значения которая по его мнению вполне нормальная.. Взяв фонарик и отойдя немного назад за машину я обнаружил некий довольно укатанный съездик в поле направление которого явно совпадало с направлением этой некогда существовашей дороги... забыл сказать что с момента как я свернул на эту дорогу в Каушанах ни встречных ни попутных машин мне не попадалось до самой Чимишлии.  я был совершенно один на этой пустой и разбитой дороге... видимо нормальные люди здесь действительно не ездят. В общем постояв минут 5 и подумав я решил попробовать и начал потихоньку сползать по этому съездику... Хотя дорога шла по полю но пока что это была вполне себе твердая укатанная колея по чему-то твердому совсем не похожему на то какой должна быть земля в поле в моем представлении... В общем ехалось весьма и весьма комфортно, правда небыстро. Колея эта бесконечно ветвилась раздваивалась и пр.. но остатки дороги рядом хорошо просматривались да и навигатор не считал подобное отклонение "уходом с маршрута". Километров через 5 показались остатки брошенной строительной техники и какие-то строительные вагончики ( но все давно брошенное и заросшее высокой травой) как я понял когда-то давно задумали реконструкцию этой дороги и поэтому покрытие разобрали вместе с подушкой... После означенной техники колея свернула на асфальт и далее я выехал на остатки этой некогда существовавшей дороги. судя по состоянию асфальта клали его еще во времена СССР причем не в 80-е годы а явно раньше... В общем хоть и асфальт но такой... что в сравнении с ним полевая грунтовка по которой я сюда приехал была идеально ровным скоростным шоссе... Но делать нечего пришлось ехать ибо после этого возвращаться назад как-то уже не хотелось и я почему-то был твердо уверен что я здесь проеду.. Много и много раз с этого сказать с позволения асфальта ( или с того что им было когда-то) все трещины и дыры успели хорошо зарасти травой.. поэтому глубина не всегда была очевидна. в сторону уходила колея "по полю" объезжая самые на мой взгляд тяжелые места этой дороги. Ну а перед самой Чимишлией дорога круто пошла вверх забираясь на холм и делая при этом серию поворотов на 180град каждый.. Вот это был сущий ад.. Объехать все это нельзя - ибо слева обрыв с остатками когда-то существовавшего отбойника а справа - склон холма поднимающийся выше дороги ( как в горах только высота не такая большая) А дорога... старый растрескавшийся асфальт... то вздыбленный вверх острым гребнем ( как будто его изнутри рванули) то хорошая такая воронка глубиной полметра проползать которую нужно по краю тщательно выбираю траекторию движения... Брррр! От  преодоления этого спецучастка я устал больше чем за всю остальную поездку... В итоге напряженных усилий пару раз приложившись защитой о выступающие из асфальта гребни волн или о края этих воронок ( а клиренс у меня 210 мм !!) я все таки въехал в Чимишлию и почти сразу же попал на перекресток где эта дорога пересекалась с Молдавской М3... Уфф! Глубокий выдох! В общем эти жалкие 61 км я ехал чуть менее 3 часов!!!! Интересно на чем здесь местные ездят и ездят ли вообще?? (предположу что днем когда светло все выглядит не так уж страшно и возможно что воронки в реальности не такие глубокие какими казались в темноте при свете фар но проверять сей вывод мне как-то не захотелось... И так после ужаса данной дороги я к своему удивлению попал на идеально ровный и прямой автобан ( жалко что узкий) коим и предстала мне трасса М3 ( Кишинев - Комрат - Джурджулешты) Позднее подъезжая к Комрату я видел щит извещающий о том что капитальный ремонт дороги был проведен на средства ЕС силами Румынского правительства ( если я ничего не перепутал, но что-то в этом роде). Привыкнув уже к обычным указателям на Молдавском я был очень удивлен встретив на подъезде к Комрату некую бетонную стеллу ( типа тех на которых у нас сообщаю о въезде в такую-то область) на которой на русском языке было написано "Добро пожаловать в столицу Гагаузии!"  Мдя.. непривычно это как-то. После стеллы я въехал в поселок Буджака, пересек железнодорожную линию по совершенно новенькому работающему переезду и въехал в сам город Комрат. Несмотря на ранний час (было что-то около начала 7-го утра и вокруг все было совершенно темно) город Комрат порадовал меня абсолютно ровными дорогами, работающим уличным освещением и "о чудо" первыми встреченными мной светофорами" (ранее во всех н\п светофоры отсутствовали как класс...) которые ко всему прочему работали в столь раннее время.. Городок показался мне очень аккуратным и уютным по сравнении со всем тем что я видел в Молдове до этого и каким-то чересчур чистым (что-ли).. В общем очень приятное впечатление.. Уперевшись в кольцо на котором "Бессарабка" - "налево", "Джурджулешты" - прямо; ну а Кантемир - направо.. я немного поразмышлял над тем что хотелось бы конечно попасть в Бессарабку но поскольку сейчас еще темно и снять там мне все равно ничего не удасться повернул направо на Кантемир решив заехать сюда на обратном пути. По сравнению с М3 по которой я ехал до этого качество дороги сразу ухудшилось но не до фатального состояния .. ехать можно только осторожно. По мере того как я приближался к Кантемиру на обочине стали появляться некие таблички смысл которых остался мне не понятен за которыми угадывался некий водоем... Поначалу я думал что я уже еду вдоль границы и это что-то типа предупреждений про погранзону... но потом посмотрев по карте понял что эта дорога из Комрата вдоль границы не идет так что о чем были эти предупреждения я не знаю.. Километров за 10 до Кантемира мне встретился дюжий молодец (2 метра в плечах который уныло шел в сторону Кантемира) и вот не знаю что ... но какое-то чувство толкнуло меня остановиться и подобрать его... В любой иной ситуации я бы никогда ничего подобного не сделал, но тут несмотря на его грозный вид ... мне было спокойно и почему-то никакой угрозы я для себя не почуствовал... В общем как оказалось, по русски он говорил очень плохо, в этих краях русский язык вообще экзотика... но как выяснилось он шел к себе домой из села которое я проезжал километров за 5 до этого места... Он же и поведал мне о том что вчера в Молдове был главный национальный праздник - "день вина" И что вся страна вчера весь день "- гуляла" а еще что в Кишиневе открылась замечательная ярмарка вина.. Опаньки - подумал я. Вот и дополнительный пункт маршрута, надо будет заехать и вина домой набрать... Человек был искренне благодарен что я его подвез и хотя я не соглашался всучил таки мне 10 молдавских лей ( заметьте молдавских денег у меня до этого момента не было  как же они мне пригодились потом... ) Человек очень хотел помочь мне добраться до места.. но не буду же я первому встречному говорить что еду на погранстанцию типа поснимать.. пришлось объяснять что еду в Кагул.. На чем мы распрощались и на лукойловской заправке ( единственный очаг цивилизации в этом городе) он вышел. Ну а я следуя уже не навигатору, а карте поехал искать дорогу к главной цели первой части моей поездки станции Прут-II    Как оказалось дальше подъезда к станции в темноте я не нашел (только-только начинало светать), а дорога после пересечения с железкой уходила резко вправо... и позднее выходила к железнодорожной линии Прут-II - Кагул. Постояв немного в темноте и поизучав карту я принял единственно верное на тот момент решение это вернуться в Кантемир и заехать на Прут-I там дождаться пока рассветет и уже дальше действовать по обстановке. Что собственно я и сделал.
И так - Кантемир. Во времена СССР данный железнодорожный узел состоял из трех станций: Прут-I, Прут-перегрузочная (ныне называется Прут-II), и б\п 8 км. собственно на котором от линии на Фелчиу отходит линия на Кагул. Сейчас, как я понял, из всех станций остались только Прут-I и б/п 8км. От бывшей станции Прут-перегрузочная, действующим остался только один путь к которому пристроена короткая платформа и пассажирский павильон по типу автобусной остановки.

Ну а теперь долгожданные фото:
Рабочая лошадка станции Прут-I, маневровый тепловоз ЧМЭ3-2385 приписанный кстати к Бессарабской


Западная сторона (в сторону Румынии) станции Прут-I и брошенные еще со времен СССР крытые вагоны (последняя ревизия на них была датирована 1989г)


Восточная сторона (в сторону Бессарабской) станции Прут-I и пассажирская платформа. (здание вокзала и самой станции располагается за заборчиком слева)


Еще один вид станции Прут-I в западном направлении. Слева "живые" вагоны, справа - брошенные много лет назад.


Еще одно фото в западном направлении только теперь ближе к горловине


Заброшенная грузовая перегрузочная станция (предположительно Прут-Перегрузочная). К Каждой такой платформе, видимой на заднем плане, подходят пути "европейской" колеи и нашей. В начале станции два парка "европейской" колеи и нашей.. но все брошено и разграблено


Вид в сторону парка отправления (в сторону Румынии)


Начало перегона Прут-Перегрузочная (ныне Прут-II) - б/п 8км., вид в сторону Румынии. Впереди виднеется проходной светофор прожекторного типа.




Этот-же перегон, но только вид в сторону Прут-II. Впереди ее входной сигнал, действующий.



Пытаюсь проехать (пройти не получается из-за начавшегося и усиливавшегося с каждой минутой дождя) ближе к разъезду б/п 8км. Немного, но у меня это получается.. Тот-же самый перегон только теперь ближе к упомянутому б/п, вид в сторону Прут-II




Ну а теперь в сторону б/п 8км. и Румынии.




Еще ближе... Впереди виден входной сигнал разъезда б/п 8км. Именно на нем от линии на Фелчиу отходит линия широкой колеи на Кагул. (фото самого разъезда и стрелки ведущей на ответвление на Кагул выложу в посте про Вторую поезку в Молдову которую я осуществил в марте 2012 года. Именно повторное посещение этих мест во время второй поездки, показало что линия на Фелчиу, к сожалению, не используется. Путь в сторону Румынии зарос высоким бурьяном и дальнейшее передвижение по нему оказалось труднопроходимым. б/п 8км. выглядит живым и ухоженным,стрелка ведущая на ответвление на Кагул переведена в его сторону на постоянной основе и заперта на замок. На самом б/п и далее на путях накат присутствует только на ответвлении на Кагул. Линия на Кагул представляет собой линию только широкой колеи, в то время как на Фелчиу идет линия совмещенной колеи.




Дальше проехать я уже не смог ибо грунтовая дорожка и так была труднопроходимой а после этого места она и вовсе скрылась под огромными лужищами. Следует сказать что почва здесь речной ил пополам с черноземом раскисший от проливного дождя поэтому дальнейшие попытки прорваться к б/п 8км. на машине могли привести только к поискам трактора... (в случае необходимости в таковом мне предстояло сначала пройти как минимум 2км до Кагульской трассы под проливным дождем, потом ловить попутку и ехать на ней в Кантемир там на заправке пытаться кого-нибудь найти, учитывая что местное население почти не понимает по русски... а потом еще и давать объяснения что русская машина делает на грунтовке, ведущей к воротам погранзаставы (она располагается примерно в 400м после б/п 8км)... последствия могли оказаться весьма неприятными) заставили меня проявляя мастерство управления развернуться на болотистом пятачке и двинуться в обратный путь...
Пройти же пешком до б/п 8км. не представлялось возможным из-за усиливающегося с каждой минутой дождя...(наивный долб.... блиать) поехал в эту поездку даже без куртки. В общем до боли было обидно ... но дальше этой точки я пройти\проехать не смог, а жаль. При нормальной погоде добраться до Прут-II трудностей не представляет.
Но зато вернувшись на станцию Прут-I мне удалось через открытое окно машины снять "местную электричку", пригородный поезд Бессарабка - Кагул который ходит по этой линии всего два раза в день.Утром он идет из Бессарабки в Кагул, вечером - обратно.




Закончить свой рассказ о Кантемирском узле хочется на раскрытие темы про Кагул. Откуда собственно он здесь взялся если изначально весь этот узел создавался как "портал в Румынию". Итак собственно сама развилка на Кагул и на Румынию находиться на разъезде б\п 8км. Линия на Кагул отходит от основного хода на Румынию резко заворачивая от линии границы влево и до о\п Tiganca так же как и перегон Прут-II - б/п 8км.  идет по точно такой же дамбе. А после подходит вплотную к шоссе Кантемир - Кагул и идет далее вдоль него. Насколько я понял ( за точность не ручаюсь) изначально этой ветки на Кагул проект строительства Кантемирского узла не предусматривал. Линия Прут - Кагул была пристроена к основному ходу в конце 80-х и возможно будет иметь какое-то дальнейшее развитие после окончания строительства линии Кагул - Джурджулешты, но пока активного использования данного направления нет. Грузовое движение, со слов сотрудников станции Прут-I, существует только на участке Бессарабка - Прут-I, далее на Кагул, ходит только этот единственный пригородный который временами выглядит как пассажирско-грузовой, когда производиться засылка грузовых вагонов в Кагул. Несмотря на завершение строительства линии Кагул - Джурджулешты и соединением ее с линией Рени - Галац ( ибо линия Рени - Галац тоже строилась во времена СССР когда деления на Молдову и Украину не было и в помине, сейчас же она по сути начинается в Украине, заходит в Молдову и уже из нее в Румынию. Прямого же железнодорожного и автомобильного сообщения у Украины с Румынией на этом участке границы нет, все дороги (авто и ж\д) из Рени в Румынию идут через маленький кусочек - Молдовы), , основной грузовой трафик на Румынию идет все такие через Рени с двойным заходом Молдавских составов на территорию Украины ( на участках Болград - Гречень, Этулия - Рени и Рени - Джурджулешты). Почему так.. не знаю. Ранее во время существования СССР Оба коридора на Румынию ( Бессарабка - Кантемир - Фелчиу и Бессарабка - Рени - Галац) были логичными продолжениями железнодорожной линии Одесса - Б-Днестровский - Арцыз - Бессарабка и частью основного траспортного коридора СССР - Румыния (Одесса - Бухарест). Но после распада СССР и обявления Молдовы и Украины независимыми государствами данный транспортный коридор - распался. А в середине 90-х после того как Украина разобрала на своей территории линию Арцыз - Бессарабка на участке Березино - Бессарабка.данный транспортный коридор перестал существовать уже чисто технически. При этом Украина потеряла прямое железнодорожное сообщение со своим самым южным городом и портом на Дунае - Рени. Автомобильное сообщение с этим городом сохранилось и продолжает существовать ибо автомобильная дорога в отличии от ж\д в Молдову не заходит.

Продолжение следует......



Tags: Железная дорога
Subscribe
promo matsam март 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments