?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть места,которые я мечтаю посетить. Причем, в силу тех или иных обстоятельств, это никак не получается. Одно из таких мест - легендарный вокзал Канфранк в испанских Пиренеях.



Открытие железнодорожного тоннеля неподалёку от Канфранка было запланировано на июль 1912 года , он должен был соединить Францию и Испанию. Однако этому помешала Первая мировая война, работы были завершены только к 1915 году.Тогда же началось и железнодорожное движение на этой линии, названной "Somport" в честь одноименного тоннеля длинной 7875 метров. Всего же на этом участке железной дороги было сооружено 80 мостов, 24 тоннеля и 4 виадука.



Строительство грандиозного вокзала началось в 1923 году. Автор проекта испанский инженер Рамирес де Дампьер (Ramírez de Dampierre). 18 июля 1928 года вокзал был торжественно открыт. Длина здания 241 метр, 75 дверей и 365 окон - это был самый большой вокзал в Европе. На торжествах присутствовали Король Испании Альфонсо XIII и Президент Франзузской Республики Гастон Думерг.





Линия Pau–Canfranc была частью железной дороги соединявшей испанскую Сарагосу с французским Бордо. Тогда она еще не была была полностью электрифицирована.




Большой размер станции, огромная инфраструктура вокруг, включая локомотивное и грузовое хозяйство были обусловлены прежде всего различием в размере колеи . Во Франции была стандартная европейская 1435 мм , а в Испании так называемая Iberico, которая еще шире нашей российской - 1668 мм.



Именно поэтому на станции было необходимо провести все пограничные и таможенные мероприятия.В локомотивном депо обслуживались машины обеих дорог французской SNCF и испанской RENFE, а в огромных пакгаузах осуществлялась перегрузка товаров из вагонов одной дороги в вагоны другой. А вот у пассажирских вагонов просто меняли тележки, точно также, как это происходит у нас в Бресте на границе с Польшей и по сей день.



Дорога почти никогда не была прибыльной, прежде всего сказались политические обстоятельства после Великой Депрессии 1929 года казалось все будет нормально, но тут разразилась Гражданская Война в Испании, причем в 1936 году Транс Пиринейский тоннель "Somport" испанцы вообще замуровали, опасаясь прибытия через него добровольцев-интернационалистов из Европы и французских войск. Вокзал несколько лет стоял законсервированным для международных поездов.



А вот в 1940 году открывается новая, очень короткая, но необычайно интересная и драматическая страница в жизни вокзала и станции. Германия оккупирует Францию и договаривается с Испанией о возобновлении железнодорожного движения по Транспиринейской дороге и тоннелю. Теперь дорога соединяет III Рейх и Франкистскую Испанию. На торжественное открытие прибывают Гитлер и Франко. Спецпоезд Фюрера стоит у главного перона вокзала Канфранк.



Железная дорога имеет в эти годы огромное стратегическое значение на север через Францию идут вагоны с так необходимым для военной промышленности Германии вольфрамом и целые эшелоны с зерном и продовольствием. Перегрузка осуществляется именно здесь в Канфранке. Поезда приходят полностью загруженные и со стороны Рейха. Их перегружают в обстановке абсолютной секретности. Именно через Канфранк нацисты вывозили золото партии, награбленные ценности, уникальные предметы искусства для отправки в Южную Америку. Испания же сохраняла дипломатические отношения со всеми странами воевавшими во второй мировой войне кроме СССР, который их заморозил в 1939 году. Англичане, пользуясь дипломатическими и торговыми каналами, вовсю используя испанских басков и французское Движение Сопротивления , организовали в Канфрансе и окрестностях внушительную шпионскую сеть. Детективные истории о похищении секретных документов, подрыв виадуков и тоннелей, поиск нацистского золота отправленного на хранение в Испанию - поток диппочты в посольство в Мадриде из британского консульства в Сан Себастьяне, которое по сути дела стало резиденцией, тогда еще полностью засекреченной МИ 6 ,не иссякал. Абвер и испанская контрразведка тоже были не промах, и только в 1943 году, было арестовано тридцать шпионов работавших на Великобританию. Об этом сняты фильмы и написаны книги.



Есть еще один малоизвестный, но очень важный период в работе станции и вокзала. Сотни, а может быть и тысячи жизней людей бежавших от нацизма спасли именно здесь, переправляя антифашистов и евреев в Испанию и дальше в Португалию. Есть документальный фильм он называется "Король Канфранк" об удивительном человеке Альберте Ле Лэе (Albert Le Lay).



Француз из Бретона, он во время войны служил начальником французской таможни на станции Канфранк, и именно он организовал спасение сотен людей.



Именно благодаря этому скромному и мужественному человеку , о подвиге которого узнали после войны (он в последний момент сумел бежать от Гестапо), сумели покинуть III Рейх и остаться в живых Марк Шагал, Жозефина Бейкер и Макс Эрнст.

Вот такая военная история станции. А уже после войны отношения Франции и Испании нормализовались , железнодорожное движение было возобновлено





Конечно большого потока пассажиров и грузов уже не было, альтернативные виды перевозок , особенно автомобильные брали верх. Но линия жила... По легенде именно на этом вокзале были сняты знаменитые кадры американского фильма "Доктор Живаго"



Но это не так, вокзал в фильме испанский, только в местечке Soria-Cañuelo , тоже на железной дороге из Сарагосы...



И только в 1970 году, после катастрофы на виадуке с французской стороны , было принято решение окончательно закрыть движение на этой ветке между двумя странами. Вокзал опустел, лишь редкие региональные поезда и прибывали теперь к некогда величественному перрону. Это 1978 год.



Вокзал ветшал, пути зарастали травой



В 90 е годы сюда еще заходили редкие поезда... 1994.



Правда о вокзале вспомнили в 1998 в год семидесятилетия...



Сегодня на станции удручающее зрелище, интерьеры вокзала в стиле модерн и артдеко почти полностью утрачены.















Станционные строения тоже не в лучшем виде...





На путях старые полуразрушенные вагоны...











Грустно... Но это не совсем так. В тоннелях неподалеку от станции уже размещена крупнейшая в Европе астрофизическая лаборатория



В этом году принято решение о начале работ по реконструкции и восстановлению исторического облика Великого вокзала, начаты проектные работы...



Хочется верить, что легендарное место станет музеем, музеем истории техники, достижений технической мысли и конечно музеем памяти трагических событий середины ХХ века.



Ну а я собираюсь будущим летом посетить Канфранс и сделать подробный фотоотчет и рассказ об этом удивительном месте...

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 29
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rama909
Oct. 18th, 2015 02:37 pm (UTC)
Какая интересная история у вокзала.Хорошо,что решили реставрировать его.
matsam
Oct. 18th, 2015 02:56 pm (UTC)
Я тоже так думаю, должны восстановить
vitaliy0320
Oct. 18th, 2015 02:41 pm (UTC)
Красивый вокзал. Необычно смотрится такое здание в заросшей траве
matsam
Oct. 18th, 2015 02:59 pm (UTC)
Очень, там вообще пейзажи фантастические.
slavikap
Oct. 18th, 2015 02:44 pm (UTC)
Да, живописное местечко! Было бы интересно тут побывать ;)

Edited at 2015-10-18 02:47 pm (UTC)
matsam
Oct. 18th, 2015 02:57 pm (UTC)
Я вот тоже мечтаю, никак не доберусь :)
(no subject) - slavikap - Oct. 18th, 2015 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matsam - Oct. 18th, 2015 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slavikap - Oct. 18th, 2015 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - matsam - Oct. 18th, 2015 03:57 pm (UTC) - Expand
drumsmen
Oct. 18th, 2015 02:51 pm (UTC)
Интересная история! Какой огромный вокзал!
matsam
Oct. 18th, 2015 02:56 pm (UTC)
Да, просто монстр какой то :)
miss_hohotyn007
Oct. 18th, 2015 02:53 pm (UTC)
Что же они так ... Надеюсь все же, что вокзал оживет
matsam
Oct. 18th, 2015 02:58 pm (UTC)
Оживет несомненно
sisj
Oct. 18th, 2015 02:57 pm (UTC)
И Гитлер там был
matsam
Oct. 18th, 2015 02:58 pm (UTC)
Да, очень важное для Рейха место было.
nnatalia257
Oct. 18th, 2015 03:00 pm (UTC)
слава тырнету ЖЖ и таким людям как ты, очень интересный пост, будем ждать продолжения
matsam
Oct. 18th, 2015 03:06 pm (UTC)
Спасибо :)
qkempek
Oct. 18th, 2015 03:08 pm (UTC)
Место очень необычное и красивое! Спасибо за информацию. Надеюсь там будет музей!
matsam
Oct. 18th, 2015 03:10 pm (UTC)
Скорее всего да .
lukilukii
Oct. 18th, 2015 03:42 pm (UTC)
Время ничто не жалеет, грустно.
matsam
Oct. 18th, 2015 03:58 pm (UTC)
Очень :(
pantv
Oct. 18th, 2015 03:53 pm (UTC)

Спасибо за исторический экскурс...

matsam
Oct. 18th, 2015 03:58 pm (UTC)
Рад, что понравилось :)
16vik09
Oct. 18th, 2015 04:06 pm (UTC)
Интересно! Будем надеяться что все восстановят и реставрируют!
matsam
Oct. 18th, 2015 04:20 pm (UTC)
Скоро начинают.
artemdragunov
Oct. 18th, 2015 04:20 pm (UTC)
Удачи. Интересный репортаж получится.
Да и этот экскурс был великолепен. Спасибо.
matsam
Oct. 18th, 2015 04:30 pm (UTC)
Вам спасибо, очень приятно :)
lider99
Oct. 18th, 2015 05:15 pm (UTC)
Это очень хорошо, что такой красивый вокзал решили реставрировать.
matsam
Oct. 18th, 2015 09:21 pm (UTC)
Это точно :)
3000top
Oct. 18th, 2015 05:23 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
universal_inf
Oct. 18th, 2015 06:54 pm (UTC)
Неужели никому не интересно сделать там что-нибудь коммерческое? Музей, торговый центр, наконец? Жалко, что такое здание стоит в полуразрушенном состоянии.
matsam
Oct. 18th, 2015 09:20 pm (UTC)
Необходимы большие инвестиции, а это уже общеевропейское дело, вроде бы уже всё решили. Торговый центр там не нужен, а вот музей сделают.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 37 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala