matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Разговор с Мэтром. Игорь Иванович Прохоров.

В этом году легендарному российскому железнодорожному моделисту и художнику Игорю Ивановичу Прохорову исполняется 80 лет. В преддверии юбилея мне посчастливилось встретиться с Мастером и поговорить с ним о жизни и творчестве.



И.И. Прохоров справа и Е.Л. Шкляренко, одни из основоположников и мэтры отечественного железнодорожного моделизма.

Железную дорогу Игорь Иванович полюбил с раннего детства. "Шла война - рассказывает мэтр, мне было всего лет шесть - семь, и мы с мамой, которую отец научил фотографировать и работать со снимками, что бы заработать на хлеб ездили в деревни за Загорском, брали в домах фотографии солдат, такие маленькие,с треугольничком в углу, потом мама их увеличивала и ретушировала, получались портреты... Таким образом и зарабатывала нам на кусок хлеба."

"Каких солдат? Да погибших на фронте... Так вот от ближайшей маленькой станции до Загорска шёл паровоз с несколькими вагончиками, я мальчишка был ослеплен его величием и красотой и просто влюбился в железную дорогу".

Паровоз был серии Э , пройдет много лет, и Игорь Иванович сделает модель этой красивой машины. Автор впервые увидел ее в книге "Модели железных дорог" Б.В.Барковского, Л.Н.Рагозина и К.Прохазка. Это был 1980 год.



"Потом, продолжает свой рассказ мэтр, мы пересаживались и от Загорска до Москвы добирались на электричке. Наконец Ярославский вокзал, поезда дальнего следования. Восторг для мальчишки." А когда появились в вашей жизни первые модели ? "Ну сначала это была даже не модель, скорее игрушка. Отец служил в транспортной авиации и сразу после войны регулярно летал в Германию, понятно,что кроме основных грузов, они иногда в частном порядке привозили и вещи на продажу, в основном дамские колготки, но делали это аккуратно, времена были сам понимаешь какие. И вот как то раз папа привез мне игрушечную железную дорогу , паровозик двухосный и два вагончика тоже двухосных... Я был счастлив."

Я думаю, что это был один из этих двух наборов , либо ранний ZEUKE в масштабе О. Именно такого плана набор прилетел из Германии для маленького любителя железных дорог.





Либо STADIUM в редком масштабе S , который сегодня уже не существует.





"А вот первую настоящую модельную железную дорогу я увидел и приобрел в 1961 году в Детском мире" - говорит Игорь Иванович. "Это был набор от твоего любимого PIKO - паровоз BR 50 и три или четыре вагончика, ну и трансформатор. С этого и началось серьезное увлечение моделизмом, захотелось построить настоящий макет со зданиями, станциями, тоннелями и мостами. Чуть позже любители моделей стали собираться у недавно открывшегося Дома Игрушек на Кутузовском проспекте" - продолжает Мэтр.



"Происходило это по четвергам, правда нас гоняла милиция, правительственная трасса и всё такое. Ну и конечно никто не понимал, как взрослые мужики могут увлекаться какими то игрушечными машинками и поездами. А потом мы собирались на квартире у Жени Шкляренко, обсуждали модели, показывали первые работы собственного изготовления, а еще чуть позже появился наш клуб в ЦДКЖ, тут огромная заслуга Жени Шкляренко" Игорь Иванович, а вы помните самую первую вашу модель ?

"Конечно, это был паровоз серии Ижица 0-4-0 ,



я ради него разобрал только появившийся в продаже немецкий BR 55. Вот такой -", мастер достает с полки модель.



А где сейчас ваша Ижица ? " Ой ты знаешь, я так на себя злюсь за своё хамское отношение к своим работам, у меня самого ничего не осталось. А Ижицу я загонял на своем макете, а потом отдал Сергею Купцову (http://matsam.livejournal.com/1501901.html) , так он и остался у него.

А сколько всего вы сделали моделей ? Наверное около ста, да может быть чуть больше на три - пять. Модели Мэтра необычайно красивы и гармоничны.

Это паровоз серии А из моей коллекции



А это легендарный "Серго Орджоникидзе" - СО.





У меня есть еще паровозы серии С, Ы, Щ, Э и Н работы Великого Мастера. Я знаю паровозы серий Су, Лв, Ов и Еа находящиеся в частных коллекциях у нас и за рубежом.



"Когда я делал модели, мне очень помог Борис Барковсков" - продолжает Игорь Иванович. "Борис интеллигентнейший человек, как будто сошедший со страниц Льва Толстого. Фотографии, чертежи - сколько он мне их передал. Он же автор знаменитого труда о Паровозах серии ИС."



Борис Владимирович умер год назад, я обязательно напишу о нем, Вечная память...

А еще Игорь Иванович прекрасный художник, его картины на железнодорожную тематику украшают многие художественные издания и календари.
"Ты знаешь я написал их совсем немного- говорит Мэтр, ну может быть тридцать-сорок от силы. Фотокопий сделал много, хороших и качественных, для подарков. А оригиналов совсем немного. Какая самая любимая, да наверное вот эта зимняя... Знаешь, уже не помню, давно увидел в американском журнале то ли картину, то ли фото и написал...



"Даже не помню у кого она, наверное в семье Барковского. А у меня всего две остались копия, люблю я эту картину..



И один оригинал, для души оставил."



"Ну что пойдем макет смотреть..." Ах какой макет у Игоря Ивановича, это уже вторая его работа на отечественную тематику, первый макет купил Борис Барковсков.























А вот так он выглядит с локомотивами



Игорь Иванович всю жизнь трудился профессиональным ретушером в самом главном издательстве Советского Союза - Политиздате. Начал он там работать еще в шестидесятые, примерно в те же годы Игорь Иванович увлекся театром и делал наброски сцен из спектаклей, а также практиковался в изготовлении декораций. Игорь Иванович Прохоров,член союза художников-графиков. Лауреат и призер многочисленных конкурсов. Его вклад в развитие отечественного железнодорожного моделизма трудно переоценить.

Старший вице-президент РЖД Валентин Александрович Гапанович награждает Игоря Ивановича ценным подарком за вклад в популяризацию железных дорог и сохранение исторического наследия.



Ну и в завершении замечательная история от мэтра про усы Гейдара Алиева.

"Ну ты же понимаешь в те времена. Ретушер в Политиздате. Того сняли бери йод - голову убирай, нового назначили нахлобучивай, хорошо костюмы у всех одинаковые. А тут должен быть визит Гейдара Алиева в Москву, он тогда стал первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, середина шестидесятых. Фотография присланная нам для ретуши была не очень, и я почему то решил, что у него должны быть усы, которых на фото не видно, ну решил и сделал. В общем посылают ему фото на утверждение (а к этому все руководители относились трепетно) , увидел он себя с усами, и такой поднялся скандал. Ну ладно я ретушер, главный художник издательства под угрозой лишения партбилета и увольнения оказался. Ну пока шум и гам , я быстро новый потрет сделал, от души, послали Алиеву снова на утверждение, ему очень понравилось и угроза миновала... "

Хотелось бы пожелать Игорю Ивановичу в год его юбилея здоровья и творческих успехов. А я лично благодарен судьбе, что она дала мне возможность познакомиться и общаться с этим необычайно талантливым, удивительно тёплым человеком.



Огромное спасибо Евгению Леонидовичу Шкляренко за помощь и за компанию :)

P.S. Я уехал от мэтра с новой моделью. Паровозом серии С.



А это мой первый пост об Игоре Ивановиче и его работах.

http://matsam.livejournal.com/631502.html

Tags: Евгений Леонидович Шкляренко, Игорь Иванович Прохоров, История СССР., История железных дорог, Модели железных дорог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • И о биатлоне.

    Ох какая женская эстафета, валидол и какие молодца украинки, не ожидал, а вот Польша умерла на последнем этапе, как и Италия на предпоследнем. Наши,…

  • С Наступающим !!!

    Т-131 видимо. Супермаркет Калита Брянск.

  • И о биатлоне. Россия и Украина - братья на века !!!

    Новости с утра. Возмущению общественности нет предела. А что же произошло , пытаюсь выяснить. Если отбросить традиционные пассажи о русофобии и…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Эх, Яблочко...

    Поторопился Шнур, столько вакансий образовалось :)

  • Железнодорожное... Прибытие поезда.

    Как я уже писал, сегодня ночью в Брянске из за температуры китаянки, путешествующей из Киева в Москву поездом № 6 "Украина", был задержан поезд и…

  • Железнодорожное... Новости РЖД.

    1. Пассажиров вагона поезда "Киев-Москва" поместили на карантин в Брянске из-за гражданки Китая с высокой температурой. Гражданку Китая с высокой…

  • Единая Украина. Послесловие.

    Я помню, как мои украинские друзья смеялись над эвакуацией российских граждан их Ухани. Да военно-транспортный самолет, да санаторий где то в жопе…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Отличного дня и прекрасного настроения.

promo matsam март 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments