?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начинаю рассказ об истории легендарного Московского Клуба Любителей Железных Дорог в ЦДКЖ. Именно здесь зародился отечественный железнодорожный моделизм, членами клуба были почти все знаменитые отечественные мастера, клубный макет созданный ими, долгое время являлся не только примером коллективного творчества, задолго до появления у нас модульных макетов, но и образцом подражания для молодых моделистов.



Но все по порядку. Пост написан по воспоминаниям членов клуба, с которыми мне удалось поговорить, большинство фотографий публикуется впервые.

В начале шестидесятых годов ХХ века в Советском Союзе уже знали о масштабных моделях железных дорог. Их привозили из Германской Демократической Республики с начала пятидесятых годов, любителей было немного, в советских магазинах модели не продавались, за исключением отечественной дороги "Пионерская", которую назвать моделью можно было с большой натяжкой.

В 1964 году в Парке Культуры проходила выставка Германской Демократической республики приуроченная к пятнадцатилетию республики, на ней были модели железных дорог PIKO и макет, который потом был передан в Московский Дворец Пионеров. Через год после выставки в московском Детском Мире и, в только что открывшемся на Кутузовском проспекте 8, Доме Игрушки появились модели железных дорог производства ГДР в масштабе НО 1:87. Именно здесь и начали встречаться первые любители моделей.

Понятно, что встречаться и общаться у магазина было не совсем удобно,тем более он располагался на правительственной трассе и милиции не нравилось сборище мужчин с паровозиками в портфелях. Назрела очевидная необходимость создать клуб по интересам или даже общество по образцу филателистов или нумизматов.

Шел 1966 год. К этому времени один из пионеров отечественного моделизма Евгений Леонидович Шкляренко уже построил у себя дома на Нижней Масловке, один из первых в стране макетов железной дороги в масштабе НО. Вот уникальные фотографии этого макета.



Модель отечественного паровоза серии Ы была сделана из дерева, без двигателя, поэтому могла ездить только вместе с пиковскими локомотивчиками, а сочлененный "американец" был сделан из двух пиковских Нохабов. Но макет был серьезный с поворотным кругом и развитой путевой системой. Архитектура на макете была сделана вручную из обычной фанеры.



Собственно у этого макета, в небольшой комнате в квартире Евгения Леонидовича и берет начало Московский клуб Любителей Железных дорог. В один из вечеров 1965 года здесь собрались несколько человек, чьи имена сегодня известны всем поклонникам этого удивительного хобби.
Бобков Дмитрий Васильевич, Рагозин Лев Николаевич, Добкин Эдуард Михайлович. Хренников(Инициалы ветераны не помнят), Прохоров Игорь Иванович и хозяин квартиры - автор макета. Это были первые в стране посиделки или квартирник любителей моделей железных дорог.

Вспоминают Евгений Леонидович Шкляренко и Игорь Иванович Прохоров : "Мы решили попытаться найти клуб или организацию которая нас возьмет к себе под крыло. Первым откликнулся Дворец Пионеров на Ленинских горах. И то потому что им нужен был кружок железнодорожного моделирования. У них стоял подарок из ГДР - небольшой макет, который нужно было запустить. Ходили мы и в ДОСААФ, но там нам сразу отказали, сказав что мы не имеем к ним никакой привязки."

Шло время, а клуб так и не получалось создать, и тут вмешался отец Евгения Леонидовича , один из руководителей Московской Железной Дороги.

"Клуб мой папа помог организовать, дело в том что ЦДКЖ полностью подчинялся Московской железной дороге , а мы слонялись места для встреч не было,отец интересовался, я с ним делился и он сказал, что нам как любителям моделей и истории надо быть "под железной дорогой". "Составьте хороший план, чем вы будете заниматься, сделайте упор на работу с подрастающим поколением, что такое увлечение привлекает молодёжь на железную дорогу."- сказал он. Мы так и сделали со взрослыми дядями , я же еще совсем мальчишкой был, вот Лев Николаевич Рагозин, Бобков Дмитрий Васильевич наш первый председатель клуба, Добкин Эдуард Михайлович - доктор биологических наук и моделист, пошли в управление дороги, отец на с привел к председателю профкома или как там тогда было Дорпрофсож , Медведеву Михал Михалычу, мы ему всё рассказали, кое что показали фотографии, модели. Он снимает трубку звонит Попову директору ЦДКЖ и говорит: "Вот у меня такие то люди сейчас находятся , они через часик придут к тебе постарайся их не обидеть и найди им приют в своем заведении". Ну идти там недалеко, приходим в ЦДКЖ ой да я слышал, у нас есть внизу Музей Боевой Славы железнодорожников, это как раз всем подойдет . И нам там дали комнату и начали там встречаться , были встречи с известными железнодорожниками, машинистами, участниками войны. Нам это было очень интересно." - вспоминает мэтр отечественного моделизма.

Клуб разместился в двух залах полуподвального помещения рядом с музеем. Личный состав Клуба насчитывал около 50 человек, в том числе 12 железнодорожников. Первым председателем клуба был Д.В.Бобков, секретарем А.Н.Емельянов. Шел апрель 1969 года...



А буквально сразу же после открытия Клуба в Москве на Кузнецком мосту открылась выставка посвященная ХХ летию ГДР



и именно с нее берет своё начало знаменитый клубный макет.



Продолжение следует...

Recent Posts from This Journal

  • Мачо

    «Мачо не остановить!» 🇪🇸Испанский El Jueves нарисовал просмотр обращения Путина лидерами Запада, которые стоят обоссаные от страха. Байден в…

  • Новости законодательства

    Владимир Путин подписал ряд поправок о военной службе: Закон о лишении свободы на срок до 10 лет за отказ участвовать в боевых действиях; Закон о…

  • Засланные козачки

    Жидобандеровцы уже проникли и в наши военкоматы.

  • Новости мобилизации

    В целом мобилизация проходит успешно, но не без перегибов на местах. В Омской области мобилизованные попытались забрать с собой росгвардейцев. Об…

  • Фото дня

    Фото дня. Международный аэропорт Тбилиси имени Шота Руставели.

  • Итоги недели

    Суббота, Шабат. Подмосковье, за окном раннее утро, проливной холодный дождь. В доме тишина, все еще спят, самое время подвести итоги недели. Что…

  • На ночь глядя

    Главный пропагандист товарища Лукашенко Азаренок. На ночь глядя. Вот скажите он нормальный ? Или просто бухает так в пятницу вечером.

  • Москва

    Москва 23.09.2022. Участники «спецоперации» смогут замораживать свои выплаты по кредитам. В случае гибели их обязанности по долгам будут…

  • Мобилизация

    Мобилизация. Она многолика. Где то, например в Керчи, кричат Ура, где то слёзы на проводах, где то драки и скандалы. Пьяные, как же без них. Вся…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ext_3425009
Oct. 24th, 2016 08:07 pm (UTC)
ЦДКЖ
Я впервые попал в клуб в 1979 году. Емельянова уже не застал, а остальных помню отлично.
matsam
Oct. 24th, 2016 08:15 pm (UTC)
Re: ЦДКЖ
Во второй части рассказа, Александр Евгеньевич, буду писать о его замечательной модели тепловоза Гаккеля Щэл и грустной истории связанной с ней...

Edited at 2016-10-24 08:17 pm (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

Tags

Page Summary

Comments

  • matsam
    24 Sep 2022, 15:54
    Там ещё чем-то:) жёлтым OTAN написано, это NATO на романских языках.
  • 24 Sep 2022, 15:52
    Ох, и тяжела ты, служба кремлевская! Чего только на ней не напишешь!

    Если этот лиговский чмоня - мачо, то я - главный раввин Московской хоральной синагоги
  • matsam
    24 Sep 2022, 15:46
    Согласен.
  • matsam
    24 Sep 2022, 15:46
    Безусловно.
  • 24 Sep 2022, 15:46
    Тогда не в рифму :))
Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala