matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Ленинский паровоз.

Это история не о знаменитой машине, на которой Вождь Мирового пролетариата триумфально вернулся в столицу Империи. История эта известная. О паровозе можно прочитать в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/H2-293, а посмотреть на него можно на Финляндском вокзале северной столицы, где он установлен на вечную стоянку в прозрачном павильоне.



Я расскажу о моделях этой легендарной машины , созданных в 1969 - начале 1970 года к 100 летнему юбилею В.И. Ленина. Создание модели было поручено "Фабрике Наглядных пособий и демонстрационной аппаратуры" при Всесоюзном обществе Знание. Шла вторая половина 1969 года, и мастера приступили к проектированию и работе.

Бригаду макетчиков возглавлял тогда Николай Александрович Касаточкин, а проектирование и чертежи были поручены Евгению Леонидовичу Шкляренко. Срок сдачи трех экземпляров - март 1970 года.

Евгений Леонидович вспоминает : "Пришел ответственный заказ на несколько макетов и моделей ленинской тематики. Прежде всего макет дома, где родился и вырос Владимир Ильич в Симбирске в масштабе 1:10 со съёмной крышей и обстановкой внутри, затем броневик и ленинский Роллс Ройс и наконец паровоз Н2-293, именно за него и пришлось отвечать мне. Масштаб модели был установлен 1:30."

Но для начала нужны были чертежи, которых не оказалось. Машина американская и даже в архивах материалов по ней не было. Евгений Леонидович вместе с Николаем Александровичем отправились в командировку в Ленинград. Здесь,в местном филиале общества "Знание", им были вручены пропуска и ключи от павильона на Финляндском вокзале, и с паровоза были сняты мерки. Он был замерен полностью, до мельчайших деталей, и потом Евгений Леонидович сделал уникальные чертежи. Опубликованы они были семь лет спустя, к 60 годовщине Великого Октября в журнале Моделист Конструктор.













А тогда, в конце 1969 года, надо было успеть в срок выполнить ответственный государственный заказ. И Мастера блестяще справились с поставленной задачей. К марту 1970 года было сделано три великолепные модели, похожие как три капли воды. Первая предназначалась для
Государственного музея Революции СССР в Москве на ул. Горького. Вторая для его филиала в столице Азербайджанской ССР Баку, а третья для передвижных экспозиций музея Революции.



Евгений Леонидович Шкляренко (слева) и Николай Александрович Касаточкин. Ноябрь 1969 года в самой первой моделью.

Шаблоны для модели изготовил замечательный мастер Михаил Борисович Авербух. Именно он гнул из миллиметровой (0,7мм) латуни корпуса и котёл, а потом мастера все вместе паяли детали. Обручи на котле тоже латунные, полированные. Их одевали уже на покрашенную модель.



Колеса из силумина отливали в земляных формах, а потом обрабатывали на токарном станке. Заклепки на корпусе модели выбивались стальным пробойником через шаблон. Посмотрите, какая изумительная работа.



Всего над проектом трудилось четыре человека.

А еще почитайте небольшую статью Евгения Леонидовича с рекомендациями по постройке модели паровоза Н2-293. Она не потеряла своей актуальности и сегодня.



Вот такая история получилась, не судите строго. Где сейчас эти модели неизвестно. Буду признателен за любую информацию о них.

Tags: Евгений Леонидович Шкляренко, Ленинский паровоз, Модели железных дорог, Паровоз 293
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • И снова Чехия...

    Чешская полиция за работой. Думаете, они ищут мины ловушки или еще что нибудь из этой оперы. Да нет, полицейские регулярно проверяют,…

  • День Победы !

    Этот пост я повторяю каждое 9 мая... Каждый год, что то добавляю... Сегодня будем отмечать День победы. Это давняя традиция в нашей семье, с детства…

  • Доброе утро !

    Доброе утро ! С Праздником !!! С Днём Победы !!!

  • Предпраздничное...

    Греция. Во время грузино-абхазской войны Мелитон Кантария вместе с семьёй был вынужден уехать в Тбилиси, а потом в 1993 году в Москву вместе…

  • Предпраздничное...

    Сегодня в ДНР на Саур-могиле развернули самую большую в мире Георгиевскую ленту 300 метров длиной... Даже комментировать не хочу...

  • На Витебском вокзале...

    В Петербурге на Витебском вокзале воссоздали встречу фронтовиков 1945 года... САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 мая. /ТАСС/. Уникальные локомотивы,…

  • Предпраздничное...

    По моему объявлен какой то негласный конкурс, кто больше всех отличится перед Днём Победы. Под Калугой на днях немца сбили...

  • Предпраздничное...

    Я даже не знаю, вот не хочу уже больше писать, а как увидишь такое, волосы дыбом встают. Дети изображают могилы павших солдат.

  • Утреннее...

    Семь утра,а я на вахте, баранью печенку готовлю. Хоккей смотрел до упора, заодно и кулинарю. А вчера были друзья. Сделал сациви, лобио, яйца…

promo matsam март 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments