?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прошло больше года, как не стало Бориса Владимировича Барковскова. Даже не верится, что нет с нами этого удивительного человека. Железнодорожника, автора замечательных книг, потрясающего специалиста в области истории отечественных железных дорог, коллекционера моделей и железнодорожного моделиста.



Эта статья памяти старшего товарища и учителя.

Родился Борис Барковсков в 1949 году в Москве. Дед Бориса Владимировича был паровозным машинистом, и первой книгой, попавшей в руки пятилетнего мальчика, стала "Иллюстрированное пособие паровозному машинисту".
Уже тогда Борис начал собирать первые модели из бумаги , картона и подаренных отцом конструкторов.





Рядом со старой семейной дачей в Кратово, была знаменитая Детская железная дорога. И маленький Борис с нетерпением ждал воскресенья, что бы с отцом и дедом отправиться смотреть паровозы и кататься на поездах.



Уже тогда он полюбил паровозы , любознательному мальчику хотелось узнать всё об их устройстве.



А в 1956 году на день рождения Борису подарили первый набор железной дороги фирмы PIKO из ГДР. Начинается история увлечения, которое Борис Владимирович пронес через всю жизнь.

Любовь к железным дорогам определила выбор профессии, после окончания в 1972 году Московского инженерно-строительного института (мой родной ВУЗ), он пошел на работу в МПС, где начинал трудиться еще в 1968 году, и более тридцати лет проработал в аппарате министерства. "Главный по воде и канализации на железной дороге", - так с улыбкой называл свою работу Борис Владимирович. За многолетнюю и безупречную работу ему было присвоено звание "Почётный железнодорожник".

Серьезно увлекаться железнодорожным моделизмом и коллекционированием моделей Борис Владимирович начал в конце 60х годов, конечно это были модели из Германской Демократической Республики. Тогда же он познакомился с известными мастерами моделистами Игорем Ивановичем Прохоровым и Евгением Леонидовичем Шкляренко. Именно благодаря им, в коллекции появились первые модели отечественных локомотивов и вагонов, сделанные вручную в единичных экземплярах. Тогда же Борис Владимирович сделал первые самостоятельные модели из металла.

А в 1980 году в издательстве "Транспорт" вышла книга "Модели железных дорог" написанная Борисом Владимировичем в соавторстве с Карелом Иосифовичем Прохазкой и Львом Николаевичем Рагозиным.



Именно Борис Владимирович сумел, как тогда говорили, пробить издание книги, тираж был небольшой по советски меркам 10 000 экземпляров, и я хорошо помню , как в магазине "Книжный мир", на улице Кирова, буквально за несколько минут она закончилась. А в 1989 году вышло второе, дополненное издание. Ну и конечно, Борис Владимирович был активным членом Московского Клуба Любителей Железных Дорог в ЦДКЖ и образованного уже в 1990 году Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД).



Когда в Советском Союзе начиналось производство отечественных моделей, Борис Владимирович помог и консультациями, и что еще более значимо фотографиями и чертежами из архивов МПС. К середине восьмидесятых годов Борис Владимирович уже собрал одну из лучших в стране коллекций железных дорог в масштабе НО 1:87. Тогда к нам уже стали попадать модели из Западной Европы, США и Японии. И именно тогда началось увлечение американскими железными дорогами и моделями. Такой полной и уникальной коллекции американских моделей не было ни у кого в СССР и России, да и вряд ли будет. Эти фото я сделал в гостеприимном доме семьи Барковсковых в подмосковных Вёшках.



Над полками картины Игоря Ивановича Прохорова. Это было незадолго до годовщины смерти Мэтра, мы были вместе с Евгением Леонидовичем Шкляренко.



Тогда все еще было, как при жизни Бориса Владимировича. Рабочий стол в кабинете, за которым написан главный труд жизни - замечательная книга о паровозе серии ИС - "Иосиф Сталин".





Здесь же огромный систематизированный архив документов об истории железных дорог, фотографии и прекрасная библиотека. И конечно железнодорожные модели, американские, европейские и отечественные локомотивы и вагоны - всего больше тысячи единиц. Коллекция № 1 в стране!





Мне не так часто довелось общаться с Мэтром, он с юмором и снисходительно относился к моему увлечению старыми моделями ГДР и вообще к антикварным моделям. "Ты знаешь, я храню только те, которые напоминают мне о детстве - говорил он, "Модель должна быть совершенной и поэтому я люблю качественные современные работы и не жалея расстаюсь со старыми моделями". Хотя , он признавал, что изюминка в таких коллекциях безусловно есть, ну а к редким моделям относился с почтением. Таким он и был педантичным и безусловным перфекционистом, угодить его вкусу и требовательности к качеству модели было непросто.



Украшением коллекции Бориса Владимировича стал уникальный авторский макет, сделанный в начале 90х годов Игорем Ивановичем Прохоровым. Послевоенный Советский Союз, паровозы сделанные руками лучших отечественных моделистов, и архитектура тоже сделанная с нуля, вручную по чертежам из архивов. Настоящее произведение искусства.



Я увидел этот макет впервые наверное в 1999 году, дома у Игоря Ивановича, но тогда он был намного проще. А в начале 2000х он стал украшением замечательной и тогда уже легендарной "Коллекции Барковского".













У Бориса Владимировича было еще очень много планов,он писал книгу про паровоз серии Су, консультировал наши фирмы, начавшие производство моделей, ждал появления новинок. Но увы... грустно...

Память о Борисе Владимировиче останется в наших сердцах, нашей памяти, в его замечательных книгах и конечно моделях.





В статье использована фотография из журнала "Две точки" № 11 Декабрь 2006 года. Фотографии мои и сканы с оригинальных фото предоставленных Татьяной Васильевной Барковсковой.

Recent Posts from This Journal

  • Доброе утро!

    Доброе утро! В Подмосковье солнечно и прохладно. Иду гулять с котособачьей бандой, в нашей бригаде пополнение за счет соседских щенков. Всем…

  • Ремонт компьютера.

    В общем достал я сегодня из целлофана запрятанный на время ремонта любимейший десктоп MEDION , включаю и полная задница. Поработав две -три минуты…

  • Железнодорожное... Трофей.

    Ох , какое фото опубликовали в СЖК в В Контакте . Немецкий BR 38 ( прусский Р8 ) в депо Гюмри , с обозначением ТА 233 ( Трофейный А) . Надо будет…

  • Хуже потопа...

    Заканчиваю ремонт в загородном доме. Ну что сказать , просто поражен уровнем сервиса большинства компаний. Жалюзи на одно из окон просто забыли…

  • Доброе утро.

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Тёщин дом...

    Киев. Из гранатомета по тёщиному дому, соседний подъезд, в их выбило все стекла , за пару дней никто не вставил... Граната попала на уровне второго…

  • Доброе утро.

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Доброе утро !

    Доброе утро. В Подмосковье похолодало, сильная гроза и ливень. Похоже лето закончилось... Это было одно из прекраснейших за последние годы.…

  • Доброе утро.

    Доброе утро. Отличной субботы и прекрасного настроения.

promo matsam march 16, 2013 15:26 34
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala