matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное... Словацкая стрела.

Отличный текст и материал от Кирилла Кольцова...

СЛОВАЦКАЯ СТРЕЛА

Так назывался скоростной маршрут, соединивший Прагу и Братиславу в 1936 году. Конечно, железная дорога между столицами Словакии и Богемии была построена задолго до того, но в 1936 году, в период расцвета автомотрисс, заводом Татра Копрживнице были выпущены два экземпляра скоростной дизельной автомотриссы с уникальной электромеханической передачей конструкции Йозефа Суседика, получившей имя "Slovenska strela" и индекс М290 (M- от motorovy vuz - моторный вагон, М290.001 и М290.002, депо приписки Братислава). Именно они и стали с 13 июля 1936 года осуществлять скоростные пассажирские перевозки из Праги в Братиславу с получасовой остановкой в Брно, развивая скорость до 130 км/ч и преодолевая маршрут за 4 ч. 51 мин.

М 290.002 на Вильсоновом (ныне - Главном) вокзале




Моторный вагон серии 290 представлял собой сварной аэродинамический кузов, водруженный на две двухосные тележки, каждая со своим мотором и трансмиссией. Топливом для двух двигателей Татра Т67 была смесь спирта и бензина (хотя первоначально, в 1935 году, были установлены дизельные двигатели, по итогам испытаний замененные на бензиновые), максимальная мощность каждого мотора достигала 123 кВт, а максимальная скорость вагона - 148 км/ч.



Как уже упоминалось, уникальным ноу-хау этих машин была электромеханическая передача. До скорости 85 км/ч передача была электрической, а при превышении этого порога можно было подключить муфту прямой механической передачи крутящего момента. Из широко распространенного и неудивительного ныне, а тогда бывшего шагом в будущее, можно упомянуть дисковые тормоза и легкосплавные литые колеса.

Тележка М.290 с мотором и трансмиссией




Схема моторного вагона М290




Вместимость мотрисы составляла 72 пассажира в салоне 2-го класса (первого не было в принципе), помимо пассажирского салона в вагоне был также буфет. С обоих концов вагона были кабины управления, при этом, никаких выводов воздушных магистралей и устройств сцепки не было в принципе, эксплуатация с прицепными вагонами не предусматривалась конструктивно.

Эти "Стрелы" служили до 1939 года, когда, с началом Второй Мировой Войны стало не до перевозок.

3D визуализация, Татра М290.002 на вокзале Усти над Орлици



Из-за отсутствия дефицитного топлива футуристические автомотрисы встали "к забору". К счастью они не были утрачены в ходе военных действий, больше того - по окончании войны именно они доставили в Нюрнберг участников знаменитого процесса от Чехословакии.
Позднее, когда было возрождено движение по скоростному маршруту, они на него уже не вернулись (до 1965 года Словацкими стрелами были различные дизельные, паровые и электрические локомотивы, а в середине 60-х маршрут переименовали в Остравско-Братиславский экспресс).
С 1945 года и до списания автомотриссы серии 290 эпизодически использовались в правительственных перевозках. Вагон 290.001 был выведен из инвентаря в 1953 году, а 290.002 - в 1960-м. Первый не дожил до наших дней, сгинув в пожаре в начале 60-х на заводе Vagonka Studenka, а второй в 1960-х годах вернулся домой - он был передан заводскому музею Татра в Копрживнице. В конце 60-х он прошел частичную реновацию, в ходе которой часть сидений демонтировали, устроив внутри вагона экспозицию, посвященную его истории (сейчас он сохраняется в этом состоянии). Позднее вагон был переименован в М290.001 и сейчас носит именно это обозначение.
В 1999-м году он занял свое нынешнее место - под навесом у входа в заводской музей.







С тех пор предпринималось несколько попыток использовать его для ретро-туров, однако, с места он так и не тронулся. В 2011-м году М290 был признан национальным техническим памятником. Состояние его далеко от идеала, но он, по крайней мере, жив.

Tags: slovenska strela, История железных дорог, Словацкая стрела, Чехословакия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • По лезвию бритвы.

    Я люблю в пятницу перед Шабатом почитать телеграмканал Азарёнок.СТВ. Мне нравится этот харизматичный оболдуй с белорусского государственного…

  • И еще раз о зарплате или Patriotism is the last refuge of a scoundrel.

    Вчера отвечаю на комментарии к моему посту о том, как рабочим объяснил их генеральный, почему не надо ждать зарплаты. И как их платити во времена…

  • Авария на Зубовском.

    Москва, раннее утро. Судя по тексту новости, в салоне Мерседеса W 222 было 8 человек. Он двигался на большой скорости со стороны Лужников в…

  • И о зарплате.

    Читаю и диву даюсь. Я сейчас с увлечением и трепетом читаю переписку дедушки с бабушкой. Дедушка был на фронте с первого дня, а бабушка в…

  • Ретропоезд.

    Читаю железнодорожные новости. Вести Татарстан С центрального ЖД вокзала Казани отправился ретро-поезд. В начале состава - старинный пассажирский…

  • Раскулачили :)

    Бывает и так , надо быть аккуратнее и забыть про Tax Free.

  • ВРАГ !!!

    В одном жесте мы видим истинное отношение американских дипломатов, (да и всего западного мира) к нашей стране. Военно-морской атташе посольства США в…

  • Патриотизм или идиотизм.

    Минсельхоз Дагестана показал операцию по перегону скота на летние пастбища. Видео появилось в официальном Telegram-канале ведомства. Сопроводили…

  • 22 июня .

    Мне нравится эта фотография. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев. Заседание в…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments