matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное... Словацкая стрела.

Отличный текст и материал от Кирилла Кольцова...

СЛОВАЦКАЯ СТРЕЛА

Так назывался скоростной маршрут, соединивший Прагу и Братиславу в 1936 году. Конечно, железная дорога между столицами Словакии и Богемии была построена задолго до того, но в 1936 году, в период расцвета автомотрисс, заводом Татра Копрживнице были выпущены два экземпляра скоростной дизельной автомотриссы с уникальной электромеханической передачей конструкции Йозефа Суседика, получившей имя "Slovenska strela" и индекс М290 (M- от motorovy vuz - моторный вагон, М290.001 и М290.002, депо приписки Братислава). Именно они и стали с 13 июля 1936 года осуществлять скоростные пассажирские перевозки из Праги в Братиславу с получасовой остановкой в Брно, развивая скорость до 130 км/ч и преодолевая маршрут за 4 ч. 51 мин.

М 290.002 на Вильсоновом (ныне - Главном) вокзале




Моторный вагон серии 290 представлял собой сварной аэродинамический кузов, водруженный на две двухосные тележки, каждая со своим мотором и трансмиссией. Топливом для двух двигателей Татра Т67 была смесь спирта и бензина (хотя первоначально, в 1935 году, были установлены дизельные двигатели, по итогам испытаний замененные на бензиновые), максимальная мощность каждого мотора достигала 123 кВт, а максимальная скорость вагона - 148 км/ч.



Как уже упоминалось, уникальным ноу-хау этих машин была электромеханическая передача. До скорости 85 км/ч передача была электрической, а при превышении этого порога можно было подключить муфту прямой механической передачи крутящего момента. Из широко распространенного и неудивительного ныне, а тогда бывшего шагом в будущее, можно упомянуть дисковые тормоза и легкосплавные литые колеса.

Тележка М.290 с мотором и трансмиссией




Схема моторного вагона М290




Вместимость мотрисы составляла 72 пассажира в салоне 2-го класса (первого не было в принципе), помимо пассажирского салона в вагоне был также буфет. С обоих концов вагона были кабины управления, при этом, никаких выводов воздушных магистралей и устройств сцепки не было в принципе, эксплуатация с прицепными вагонами не предусматривалась конструктивно.

Эти "Стрелы" служили до 1939 года, когда, с началом Второй Мировой Войны стало не до перевозок.

3D визуализация, Татра М290.002 на вокзале Усти над Орлици



Из-за отсутствия дефицитного топлива футуристические автомотрисы встали "к забору". К счастью они не были утрачены в ходе военных действий, больше того - по окончании войны именно они доставили в Нюрнберг участников знаменитого процесса от Чехословакии.
Позднее, когда было возрождено движение по скоростному маршруту, они на него уже не вернулись (до 1965 года Словацкими стрелами были различные дизельные, паровые и электрические локомотивы, а в середине 60-х маршрут переименовали в Остравско-Братиславский экспресс).
С 1945 года и до списания автомотриссы серии 290 эпизодически использовались в правительственных перевозках. Вагон 290.001 был выведен из инвентаря в 1953 году, а 290.002 - в 1960-м. Первый не дожил до наших дней, сгинув в пожаре в начале 60-х на заводе Vagonka Studenka, а второй в 1960-х годах вернулся домой - он был передан заводскому музею Татра в Копрживнице. В конце 60-х он прошел частичную реновацию, в ходе которой часть сидений демонтировали, устроив внутри вагона экспозицию, посвященную его истории (сейчас он сохраняется в этом состоянии). Позднее вагон был переименован в М290.001 и сейчас носит именно это обозначение.
В 1999-м году он занял свое нынешнее место - под навесом у входа в заводской музей.







С тех пор предпринималось несколько попыток использовать его для ретро-туров, однако, с места он так и не тронулся. В 2011-м году М290 был признан национальным техническим памятником. Состояние его далеко от идеала, но он, по крайней мере, жив.

Tags: slovenska strela, История железных дорог, Словацкая стрела, Чехословакия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СССР - Нацистская Германия. Табу на сравнения.

    Президент России Владимир Путин поддержал идею главы думского комитета по культуре Елены Ямпольской защитить правду о Великой Отечественной войне…

  • Украина. А судьи кто ?

    Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект, которым предлагает прекратить полномочия судей Конституционного Суда, признать его…

  • Борьба с коронавирусом... На хоккее.

    Итак, второй волны коронавируса у нас нет, не будем спорить с первоисточником. Медицина у нас лучшая в мире и справляется с заразой блестяще, не…

  • Доброе утро ! Ernest "Mooney" Warther и паровозы из дерева.

    Доброе утро! Вчера не успели поговорить о коронавирусе, поэтому поговорим сегодня, обсудим отложенную, и это было очень правильно, историю со…

  • У голубого экрана... The Witches.

    Посмотрел "Ведьмы" Роберта Земекиса. Прекрасное семейное кино с отличными спецэффектами. Всё безупречно и декорации, и игра актёров, и настроение…

  • Украина. Поздравление дня.

    Я,конечно, тоже был комсомольцем, даже был в Комитете Комсомола института вместе с такими потрясающими,тогда еще ребятами, как Александр Акопов и…

  • На смерть учителя... Во имя Аллаха. Москва - Ницца .

    В Москве на Большой Якиманке, возле французского посольства проходит акция протеста. Собравшиеся держат плакаты с перечеркнутыми надписями "Шарли…

  • Судьба Президента. Непредсказуемый.

    Не хотел сегодня писать о событиях в Беларуси, но,похоже, Александр Григорьевич не перестаёт удивлять. Не знаю с чьей подачи, а их собственно говоря,…

  • Азербайджан - Армения. Флешмоб в Лионе.

    Азербайджано-армянская война за Нагорный Карабах продолжается. Армянские паблики резко сменили тон, нет бравурных и победных статей, есть отчаяние и…

promo matsam март 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments