matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Атомный локомотив. История из одной фотографии...

Впервые я узнал о проекте атомного локомотива много лет назад. Случайно купил подшивку журнала Техника Молодежи за 1956 год в магазине "Букинист" на Сретенке. И там в шестом номере была опубликована вот такая статья.



Я,честно говоря,удивился, шёл 1986 год,я давно увлекался историей железных дорог, но об атомном проекте ни разу не слышал. Конечно, в те годы информации у нас вообще было немного, железная дорога была стратегическим , секретным объектом, даже фотографировать ее не разрешалось без допуска (впрочем любителей такие мелочи не останавливали). А такие старые журналы не очень афишировали, времена Сталина и Хрущева не любили вспоминать.

Я счел статью больше фантастической, чем реальной, тем более, что проект делали студенты, иллюстрирована статья была рисунками, да и атомный локомотив потом никогда не появился на наших дорогах.

Прошло много лет, периодически тема атомного локомотива затрагивалась в периодической печати и научно популярных журналах, наиболее реальным и завершенным был конечно американский проект, кстати тоже разработанный студентами и специалистами Лувенского университета в далеком 1954 году.



Он достаточно хорошо известен, концепция атомовоза проработана достаточно подробно, но с точки зрения специалистов занимающихся тогда локомотивами в крупнейших железнодорожных компаниях США, он был абсолютно бесперспективен, во первых, пугала опасность радиоактивного заражения в случае аварии или катастрофы и баснословные страховые выплаты, ведь железные дороги в отличии от морских судоходных путей проходят по густонаселенным местам, а во вторых, уже тогда был сделан выбор в пользу электрификации железных дорог, и крупные корпорации уже получили многомиллионные заказы. Так что американский проект так и остался в чертежах и рисунках.









И в 1957 году в советском журнале Новости зарубежной науки и техники появляется подробный обзор американского проекта, он уже ни для кого для специалистов не секрет, а в узких научных кругах эти материалы, я уверен, были известны гораздо раньше.



Кому интересно здесь полный текст статьи

http://elib.biblioatom.ru/text/atomnaya-energiya_t2-5_1957/go,70/

Уже в постсоветское время тему атомного локомотива активно обсуждали в связи с проектом БЖРК. Но не сложилось. В Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7

нет ничего про этот ранний советский проект 50х годов, а только упоминается про реальные разработки начала 80х и современные проекты, которые лично мне кажутся прожектами, поскольку абсолютно ясно, как будет развиваться железнодорожный транспорт в ближайшие десятилетия и места атомовозу там просто пока нет.

Последний раз я читал про атомный локомотив в журнале популярная механика за 2008 год. В статье "Подкиньте атома в топку!", в ноябрьском номере, были описаны общеизвестные факты, причем рисунок поезда на обложке подозрительно напоминал немецкий Henschel Wegmann Zug 1936 года,



А концепция гигантского поезда с атомовозом во главе, Breitspurbahn той же удивительной эпохи...



Впрочем проект гигантской железной дороги от Берлина до Токио вдохновлял многих конструкторов и инженеров многие годы. Причем как наших, так и американских.



И вдруг, несколько месяцев назад известный немецкий антиквар, знающий о моём увлечении, предложил мне купить фотографию. В пояснении было написано, что фото сделано в 1956 году в Техническом университете имени Баумана, на фото руководитель проекта атомного локомотива профессор Суровцев со своими студентами создавшими проект. Так и было написано.



Торговались мы недолго, фото было приобретено, но как только я его увидел, у меня перед глазами сразу встал рисунок из той самой старой Техники Молодёжи 1956 года, и я начал искать материалы по профессору Суровцеву. Фото и рисунок.





И вот что мне удалось узнать еще до получения фотографии. У меня был только скан с ретушью, что бы нельзя было сделать нормальную копию (ну так немцы страхуются).

Архив МВТУ.

Суровцев Иван Федорович (1917 - 1987). Окончил МВТУ в 1937 г. Специалист в области совершенствования теплового процесса локомотивов. Профессор, д.т.н.. Заведующий кафедрой "Паровозостроение" (1941 - 1955). Заведующий кафедрой теплотехники на филиале МВТУ (1961 - 1979) в Подлипках. Руководитель научных работ для Коломенского машиностроительного завода. Лауреат премии МВТУ за научные разработки для промышленности (1954).

http://people.bmstu.ru/abcdef/su.htm

Но очень странная информация, неужели молодой человек мог в двадцать лет окончить МВТУ, а уже в 24 года руководить крупнейшей и авторитетной кафедрой в СССР , ну тогда это было бы хоть где то отмечено... Загадка ? Неточность ? Ну и как мне кажется на фото явно не тридцатидевятилетний мужчина. Я продолжил искать и обнаружил вот что. Это данные по колумбарию Новодевичьего кладбища, ошибка здесь маловероятна, совпадения имени и отчества тоже.



Поэтому, я все таки склоняюсь к тому, что на фото Суровцев Иван Федорович, профессор МВТУ им. Баумана , а вот годы жизни и руководство кафедрой Теплотехники в филиале МВТУ в Подлипках указаны неверно. И я нашел еще одно подтверждение своей правоте.



А поскольку проект атомного локомотива предусматривал силовую установку с паровой турбиной всё сразу встало на свои места. Ведь Иван Федорович был именно завкафедрой турбиностроения. И первые проекты атомных локомотивов на Коломенском паровозостроительном начались именно тогда, когда Иван Федорович занимался научными проектами для этого завода. А недавно я получил оригинальное фото, сзади оказалась вот такая пояснительная записка, и я узнал кто автор снимка.



Вот это да, Эммануил Ноевич Эвзерихин - знаменитый советский фотограф, автор знаменитой сталинградской серии и один из лучших отечественных хроникёров. Значит этому фото предавалось огромное значение.

http://www.rosphoto.com/history/emmanuil_evzerihin-399



К сожалению информации о студентах В. Шайкове и А.Степанове я не нашел и буду благодарен за любую информацию.

Но ясно одно, проект был реальным, руководил им один из самых лучших специалистов в области турбиностроения того времени доктор технических наук, профессор Иван Фёдорович Суровцев (1905-1968), замечательный учёный. И я счастлив, что могу вам рассказать и о нем и проекте, вспомнить забытые имена...

Конечно очень жаль, что проект не был воплощен в жизнь, что развитие мирового и отечественного локомотивостроения пошло совсем по другому пути и мечтам романтиков от атома не суждено было реализоваться в полной мере... Но как знать...



Вот такая у меня история написалась. Огромное спасибо Bartko Reher за потрясающее фото.

Tags: Атомный локомотив, Атомовоз, Иван Фёдорович Суровцев, история СССР, история железных дорог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments