matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:

Московский Клуб Любителей Железных Дорог в ЦДКЖ.

Продолжаю свой рассказ об истории легендарного Московского Клуба Любителей Железных Дорог в ЦДКЖ. Итак в 1969 году в Москве на Кузнецком мосту в "Выставочном центре Союза Художников" открылась выставка посвященная двадцатилетию Германской Демократической Республики - "Игрушка ГДР". На выставке был представлен макет железной дороги в масштабе НО 1:87 сделанный из комплектующих выпускаемых предприятиями ГДР, локомотивы и вагоны были известной сегодня на весь мир фирмы PIKO.

А эксплуатация и уход за столь ответственным объектом были поручены членам клуба, наверное единственным специалистам в этой области в Советском Союзе. В свободное от работы время (не забываем шёл 1969 год) Евгений Леонидович Шкляренко и Юрий Борисович Выдрин организовали взаимодействие с немецкими сотрудниками, работали на макете и ухаживали за ним, помогали им и другие члены клуба . По окончании выставки немецкие товарищи приняли решение оставить макет и подвижной состав в дар Клубу Любителей Железных Дорог. Были оформлены все необходимые бумаги, макет был погружен на машину и перевезен на Комсомольскую площадь в помещение Музея Московской железной дороги. Так началась история знаменитого макета, плода коллективного труда нескольких поколений железнодорожных моделистов нашей страны.



Первыми членами клуба стали легенды отечественного моделизма, люди увлеченные историей железных дорог и сохранением оставшихся памятников технического наследия.

На фото работа над клубным макетом. Бобков Д.В. , Емельянов А.Н. и Шкляренко Е.Л.



Удивительное сообщество увлеченных людей, сегодня в наше время такое в диковинку. А тогда, казалось бы как сегодня говорят в застойные времена, люди собирались, занимались творчеством и сохраняли историю отечественных железных дорог, не смотря на все сложности. Были организованы даже просмотры кинохроники.



Именно в клубе раскрылись таланты таких выдающихся мастеров, как Николай Николаевич Гундоров,



его миниатюрные архитектурные шедевры до сих пор поражают зрителей своим совершенством. По сей день они неизменные участники всех выставок и мероприятий посвященных железнодорожному моделизму и истории железных дорог.







Я думал, что цветных фотографий макета и работ моделистов не осталось, кроме вот этой странички журнала "Огонёк"



и обложки журнала ЭТТ № 1 за 1985 год с фотографиями легендарного Л.Н.Рагозина.



Но Евгений Леонидович Шкляренко напомнил мне, что в далёком 1970 году в Клубе была делегация из ГДР и фотограф издательства "Transpress" отснял макет и работы моделистов. В своем архиве нашел Modelleisenbahn Kalender за 1972 и 1973 год, а в них желанные фотографии, посмотрите, какие прекрасные работы.



На обратной стороне апрельской странички рассказ о Клубе и о "Макете Дружбы"



Ноябрьскую страницу украшало вот это фото



А в 1973 году фотография макета красовалась на обложке немецкого календаря, портальный кран работы Игоря Ивановича Прохорова.



Работы отечественных моделистов вызвали огромный интерес в ГДР, вскоре они стали желанными участниками и призерами международных конкурсов. В периодических изданиях посвященных моделизму стали регулярно появляться репортажи из Советского Союза,и их героями были члены клуба в ЦДКЖ и их удивительные работы.



Легендарный отечественный моделист Анатолий Николаевич Емельянов и его уникальная работа - модель первого отечественного тепловоза конструкции Я.М. Гаккеля Щэл1.



Это была наверное лучшая модель, сделанная отечественным мастером в начале 70х годов ХХ века. изготовленная из металла, с точным соблюдением масштаба 1:87 НО , каждая заклепка была пробита вручную Мэтром и соответствовала прототипу. К сожаленью у модели была трагическая судьба. Она находилась на постоянной выставке моделей в ЦДКЖ и в конце семидесятых была похищена из закрытой витрины, то ли смотрительница выставки отвлеклась, то ли взял ее с витрины человек знавший внутренние регламенты ЦДКЖ, но факт остается фактом модель исчезла и не появилась по сей день. Анатолий Николаевич был ужасно расстроен и даже долгое время не появлялся в клубе. Я же не теряю надежды найти модель, не смотря ни на что...





Молодой Евгений Шкляренко, один из основателей Клуба, лауреат международных конкурсов - будущий Мэтр отечественного моделизма.





А.В. Яковлев.



Работы Игоря Ивановича Прохорова









О выдающемся советском кинооператоре и режиссёре Льве Николаевиче Рагозине, стоявшем у истоков клуба и отечественного железнодорожного моделизма, я сделаю отдельный большой пост, потихоньку, но основательно собираю материал. Широкой общественности Лев Николаевич известен в первую очередь как кинооператор и оператор-постановщик замечательных художественных фильмов: «Иван Бровкин на целине», «Волшебная лампа Алладина», «Усатый нянь», «В небе ночные ведьмы» и многих других.
Кругу любителей железных дорог и железнодорожного моделизма Лев Николаевич Рагозин особенно дорог, как человек сделавший немыслимо много для общего дела.



Он был одним из авторов дважды изданной в 1980-е годы книги «Модели железных дорог».

В начале 1990-х годов Лев Николаевич Рагозин выступил автором кинотрилогии: «Живые паровозы», «От пара к электричеству», «С дизелем по рельсам». Фильмы, выпущенные по заказу МПС стали великолепным пособием для всех интересующихся историей развития различных видов тяги на железных дорогах. В последствии Л.Н. Рагозин стал создателем других документальных фильмов, посвященных железным дорогам, в частности фильма «Профессия, рожденная паровозом».

Лев Николаевич Рагозин стоял у истоков создания в конце 1960-х годов Московского клуба железнодорожного моделизма, а затем принимал активное участие в создании ВОЛЖД, членом Совета которого был до последних дней жизни.

Л.Н. Рагозин был страстным коллекционером моделей железной дороги типоразмера ТТ.
Лев Николаевич неоднократно выступал в качестве автора в журнале «Железнодорожное Дело», был автором-составителем и автором многих фотографий альбома «Стальная рапсодия». Принимал активное участие в составлении фотоальбомов «Ожившие паровозы».

А это редкое фото его работы из моего архива. Блок пост Малой Московской Железной дороги.



Помимо моделизма огромное внимание уделялось поиску и сохранению образцов старой железнодорожной техники и архитектуры. Именно члены Клуба разыскали и спасли последний паровоз серии С , подробно эта история описана в книге А.С Никольского Паровозы серии С, она хорошо известна любителям железных дорог. Вот эта машина снятая мною в Шушарах в середине 90х



А вот легендарную "Щуку" паровоз серии Щ спасти не удалось. Вспоминает член клуба А.А. Шанин :

"Игорь Иванович Прохоров неоднократно делал «Щуку» на ходовой Пиковского BR 55. В клубе очень надеялись найти настоящий Щ, но не удалось .Искали почти всем клубом: смотрели доступные документы о передаче паровозов в промышленность, ездили по стране. Даже на мертвой дороге надеялись найти, но там были только Ов. А последний Щ работал под боком. Его разрезали буквально за пару месяцев до приезда членов клуба. Сам я только не раз видел котлы от Щ на отоплении (в Подмосковной, Александрове, на ТЭЦ…) и тендеры (как отдельно, так и в сцепе с паровозами Э разных модификаций). А от настоящего последнего паровоза осталась только фотография..."

А еще были субботники по восстановлению техники и экспедиции по поиску старых машин и вагонов. Это фото сделано при подготовке к открытию нового музейного павильон с экспозицией «Траурный поезд В. И. Ленина» на Павелецком вокзале в 1980 году. На фото Л.Н. Рогозин, Е.Л.Шкляренко, корреспондент журнала "Техника-Молодёжи", А.С.Никольский и А.А. Шанин.



В мае 1979 г. в ЦДКЖ был широко отмечен 10-летний юбилей Клуба. В период ремонта ЦДКЖ Клубу были предоставлены временные помещения, а после его завершения было выделено помещение №321.

Шли годы макет рос, на нем появлялись новые шедевры творчества членов клуба, в гости посмотреть это настоящее произведение искусства приходили известные люди,

Космонавт Пётр Ильич Климук с членами клуба у макета, рядом с ним дает пояснения А.Н. Емельянов.



Прием официальной делегации... Справа Герой Социалистического труда Начальник Московской железной дороги Леонид Анатольевич Карпов беседует с А.Н. Емельяновым.



В 1988 году, учитывая, что деятельность Клуба давно вышла за рамки только моделизма, общим собранием его членов стало решение изменить его название, которое стало звучать как "Московский клуб любителей железных дорог". Был избран Совет клуба в составе 7 человек, председателем стал Н. А. Волков. Списочный состав Клуба превысил 100 человек, при этом более половины из них были железнодорожниками.

В конце восьмидесятых Клуб стал принимать иностранных гостей и сам выезжать на международные мероприятия. Это наверное были годы наибольшего расцвета в жизни сообщества любителей железных дорог. На фотографиях можно увидеть членов Клуба : Геннадия Никитина, Николая Ростовцева, Иржи Индру, Н.Н. Гундорова, Е.Л. Шкляренко и И.И. Прохорова.









Популярность хобби и Клуба росла...



В те годы стали доступны модели из Западной Европы, США и Японии. Работы наших моделистов стали там известны. Начался пусть и небольшой культурный обмен. Вот такие работы принесли мировую славу отечественному моделизму.



В 1990 г. при МПС СССР было создано Всесоюзное общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), призванное объединить коллективы и отдельных лиц, интересующихся историей железнодорожного транспорта. Московский клуб любителей ж.д. стал самой крупной первичной организацией Общества. Совет ВОЛЖД стал размещаться в ЦДКЖ, что обеспечивает непосредственную его связь с Клубом. В 1999 г. ВОЛЖД прошло перерегистрацию как Всероссийской общество любителей железных дорог.

Список членов клуба на начало 1990 года.





А потом наступил 1991 год... Но это уже совсем другая история и новая страница в жизни клуба...

Tags: ВОЛЖД, Модели железных дорог, Московский Клуб Любителей Железных Дорог, железнодорожные музеи, железнодорожный моделизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments