matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное... Рассказ профессора.

Сегодня разместил на Фейсбуке вот такую фотографию. Дизель поезд Д1, СССР, Эстония.



И к ней последовал очень интересный комментарий Валерия Анатольевича Кобзева профессора МИИТа, ведущего технолога в ПКБ И ОАО "РЖД" в ОАО "РЖД". Воспоминания молодости, я честно говоря, мало что знал об этом эксперименте.

"В середине 60-х годов прошлого века (боже, как быстро летит время!!) группой энтузиастов тогдашнего ЦНИИ МПС под руководством специалистов отделения Энергетики к.т.н. С.А. Громова и инж. Г.Е.Гуковского был разработан и реализован проект турбопоезда с авиационным двигателем, отработавшим свой ресурс в воздухе. Турбопоезд построили на базе венгерского дизель-поезда практически "на коленке"! Но решения были интересные, в т.ч. электрическая передача. Несколько лет на таком поезде проводились разнообразные исследования на Экспериментальном кольце. В то время о нем писалось и в "Гудке", и радио- и телепередачи делались. Потом как-то всё постепенно заглохло. Говорят, что в 80-е годы он стоял где-то под забором на Щербинке. Сейчас, поди, он уже в металлоломе! А жаль!"

А вот фотография поезда, присланная Валерием Анатольевичем, оказалось, что он принимал самое непосредственное участие в его создании.



Вот продолжение рассказа :
" В конце 60-х, начале 70-х мы во ВНИИЖТе из головной секции такого дизель-поезда сделали турбопоезд, разместив вместо дизеля вертолетный турбодвигатель. Несколько лет он "катался" по Экспериментальному кольцу на Щербинке."

Назывался этот поезд ДП 11 , вот его фотография сделанная легендарным фотографом ферроэквинологом :) Валерием Шитовым в ЦНИИ МПС. 1979 год.



Он же уже увы в ужасном состоянии в 1986 году.



Но самое интересное, что переделывали не поезд Д1, венгерского производства, а поезд Д11, а вот это очень интересная машина. Вот такая информация на нашем сайте моделистов и турецком, посвященном истории железных дорог Турции.

http://www.trainsofturkey.com/w/pmwiki.php/MUs/MT5200

В 1940 году Турецкие Железные Дороги разместили на фирме MAN (Германия) заказ на шесть дизель-поездов. Поезда строились в двухвагонной составности. Оба вагона были моторными, оснащены 12-ти цилиндровыми дизелями МАN 112V с V-образно расположенными цилиндрами диаметром 175 мм и с ходом поршня 180 мм. На каждой шейке коленчатого вала было размещено по два шатуна, и поэтому оси цилиндров одного ряда были смещены от осей цилиндров другого ряда на расстояние между осями двух шатунов, находящихся на одной шейке. При частоте вращения вала 1400 об/мин двигатель развивал мощность 420 л.с.; расход топлива равнялся 180г/(л.с.. ч); масса двигателя составляла 3200 кг.



Внешне секции не отличались, но внутренняя планировка вагонов была разная. В вагоне "А" находился багажный отсек, расположенный между двигательным отсеком и тамбуром. За тамбуром - салоны 1 и 2 класса, разделенные туалетом, и буфет. В вагоне "Б" - отсек для почты и ценных грузов, купе 1 и 2 классов, разделенные туалетом.



Поезда были построены к 1944 году. Война сорвала поставки, и в Турцию попали два поезда, получившие там номера MT 5201 a/b (заводской 139 179 + 139 180) и MT 5202 a/b (заводской 139 181 + 139 182). Еще три из шести поездов, предназначенных Турции, были переданы Железным дорогам Словакии: MT 5203 a/b (139 183 + 139 184), MT 5205 a/b (139 187 +139 188), MT 5206 a/b (139 189 + 139 190). В Словакии получили номера Ms 485-001, Ms 485-002 и Ms 485-003. Один поезд, MT 5204 a/b (139 185 + 139 186), остался в Германии.
После войны, в начале 1946 года, Словацкие поезда Ms 485-001 и Ms 485-002 в счет репараций поступили в депо Раменское Московско-Рязанской ж. д. Поезда были переоборудованы для работы на колее 1524 мм и получили номера ДП-11 и ДП-12.
Дизель-поезд ДП-11 отправлен в депо Вильнюс и с 1946 года курсировал Минск — Вильнюс — Рига. В 1964 году ЦНИИ МПС создал на базе одного из моторных вагонов ДП-11 экспериментальный турбовагон. Предполагалось изучить работу газотурбинной установки в условиях локомотивной службы. В 1974 списан.

Вот именно этот поезд на станции Тукумс в Латвии в 1958 году.



Жалко конечно, что поезд не сохранили. Но сама машина и ее вторая жизнь очень интересны. Я очень люблю такие истории...



Tags: ДП 11., История железных дорог, дизельпоезда
Subscribe

  • Герой Советского Союза.

    Как вы думаете, кто на портрете ? Это один из руководителей МРЭО ГИБДД Ростовской области, который подозревается во взяточничестве. Портрет…

  • Лучник...

    Говориль Бульбаш, а он Лучник. В карикатуре The Korea Times намекает, что Александр Лукашенко использует мигрантов, как оружие против Европейского…

  • Эпидемия в ГИБДД .

    Какая то неведомая эпидемия начала косить выдающихся ГИБДДшников страны. Сидели себе тихо, пили баблосы, делились с кем положено, и вдруг началось.…

  • После аварии... Постскриптум или Вакцина ненависти.

    Никак не ожидал, что мой, в общем то обычный пост по поводу жуткой трагедии на улице Авиаторов в московском Солнцево получит столько откликов и…

  • Дефицит кислорода.

    В Москве отменили с понедельника QR коды для посещения ресторанов. Абсолютно неудачная, не реализуемая затея московских властей, которая привела к…

  • Паркер Уилсон. Любовь к паровозам и злополучная флюгарка.

    Я знаю немного людей, которые так любят наши паровозы, как Паркер Уилсон. Да, да, тот самый Parker Wilson, сотрудник посольства США в Москве,…

  • Учимся истории у Путина...

    Спорно, но очень интересно. Дмитрий Травин Учимся истории у Путина. Если бы кто-то попытался по образцу вчерашней путинской статьи об Украине…

  • Воскресное...

    Ну что, сегодня финал, я буду болеть за Италию, хотя почему то уверен, что Англия победит, мне кажется у них намного выше мотивация. А пока чисто…

  • Гнилое Яблоко...

    Основатель «Яблока» Григорий Явлинский заявил, что считает политику Навального «вредной и опасной для страны», что не будет включать его сторонников…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments