matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное... Рассказ профессора.

Сегодня разместил на Фейсбуке вот такую фотографию. Дизель поезд Д1, СССР, Эстония.



И к ней последовал очень интересный комментарий Валерия Анатольевича Кобзева профессора МИИТа, ведущего технолога в ПКБ И ОАО "РЖД" в ОАО "РЖД". Воспоминания молодости, я честно говоря, мало что знал об этом эксперименте.

"В середине 60-х годов прошлого века (боже, как быстро летит время!!) группой энтузиастов тогдашнего ЦНИИ МПС под руководством специалистов отделения Энергетики к.т.н. С.А. Громова и инж. Г.Е.Гуковского был разработан и реализован проект турбопоезда с авиационным двигателем, отработавшим свой ресурс в воздухе. Турбопоезд построили на базе венгерского дизель-поезда практически "на коленке"! Но решения были интересные, в т.ч. электрическая передача. Несколько лет на таком поезде проводились разнообразные исследования на Экспериментальном кольце. В то время о нем писалось и в "Гудке", и радио- и телепередачи делались. Потом как-то всё постепенно заглохло. Говорят, что в 80-е годы он стоял где-то под забором на Щербинке. Сейчас, поди, он уже в металлоломе! А жаль!"

А вот фотография поезда, присланная Валерием Анатольевичем, оказалось, что он принимал самое непосредственное участие в его создании.



Вот продолжение рассказа :
" В конце 60-х, начале 70-х мы во ВНИИЖТе из головной секции такого дизель-поезда сделали турбопоезд, разместив вместо дизеля вертолетный турбодвигатель. Несколько лет он "катался" по Экспериментальному кольцу на Щербинке."

Назывался этот поезд ДП 11 , вот его фотография сделанная легендарным фотографом ферроэквинологом :) Валерием Шитовым в ЦНИИ МПС. 1979 год.



Он же уже увы в ужасном состоянии в 1986 году.



Но самое интересное, что переделывали не поезд Д1, венгерского производства, а поезд Д11, а вот это очень интересная машина. Вот такая информация на нашем сайте моделистов и турецком, посвященном истории железных дорог Турции.

http://www.trainsofturkey.com/w/pmwiki.php/MUs/MT5200

В 1940 году Турецкие Железные Дороги разместили на фирме MAN (Германия) заказ на шесть дизель-поездов. Поезда строились в двухвагонной составности. Оба вагона были моторными, оснащены 12-ти цилиндровыми дизелями МАN 112V с V-образно расположенными цилиндрами диаметром 175 мм и с ходом поршня 180 мм. На каждой шейке коленчатого вала было размещено по два шатуна, и поэтому оси цилиндров одного ряда были смещены от осей цилиндров другого ряда на расстояние между осями двух шатунов, находящихся на одной шейке. При частоте вращения вала 1400 об/мин двигатель развивал мощность 420 л.с.; расход топлива равнялся 180г/(л.с.. ч); масса двигателя составляла 3200 кг.



Внешне секции не отличались, но внутренняя планировка вагонов была разная. В вагоне "А" находился багажный отсек, расположенный между двигательным отсеком и тамбуром. За тамбуром - салоны 1 и 2 класса, разделенные туалетом, и буфет. В вагоне "Б" - отсек для почты и ценных грузов, купе 1 и 2 классов, разделенные туалетом.



Поезда были построены к 1944 году. Война сорвала поставки, и в Турцию попали два поезда, получившие там номера MT 5201 a/b (заводской 139 179 + 139 180) и MT 5202 a/b (заводской 139 181 + 139 182). Еще три из шести поездов, предназначенных Турции, были переданы Железным дорогам Словакии: MT 5203 a/b (139 183 + 139 184), MT 5205 a/b (139 187 +139 188), MT 5206 a/b (139 189 + 139 190). В Словакии получили номера Ms 485-001, Ms 485-002 и Ms 485-003. Один поезд, MT 5204 a/b (139 185 + 139 186), остался в Германии.
После войны, в начале 1946 года, Словацкие поезда Ms 485-001 и Ms 485-002 в счет репараций поступили в депо Раменское Московско-Рязанской ж. д. Поезда были переоборудованы для работы на колее 1524 мм и получили номера ДП-11 и ДП-12.
Дизель-поезд ДП-11 отправлен в депо Вильнюс и с 1946 года курсировал Минск — Вильнюс — Рига. В 1964 году ЦНИИ МПС создал на базе одного из моторных вагонов ДП-11 экспериментальный турбовагон. Предполагалось изучить работу газотурбинной установки в условиях локомотивной службы. В 1974 списан.

Вот именно этот поезд на станции Тукумс в Латвии в 1958 году.



Жалко конечно, что поезд не сохранили. Но сама машина и ее вторая жизнь очень интересны. Я очень люблю такие истории...



Tags: ДП 11., История железных дорог, дизельпоезда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новость дня .

    ТАСС уполномочен заявить... Даже не знаю, что и сказать... Годовой оборот Pfizer , компании основанной в 1849 году, у которой в пакете такие…

  • Владимир Зеленский. Послание Верховной Раде .

    Я внимательно прочитал послание Президента Украины Верховной Раде. Мне оно понравилось и своей искренностью, и своей взвешенностью и тем. что я…

  • У голубого экрана... История с побегом.

    Только решил вам рассказать о новом сериале, который начал смотреть на днях, как вот такая история. Датский изобретатель Петер Мадсен — убийца…

  • Судьба Президента. Слабое звено.

    Пока Светлана Тихановская встречается с европейскими политиками, а она уже практически повторила подвиг Суворова и перешла через Альпы, оказавшись в…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Не думал, что написанный мною вчера вечером пост о самом влиятельном политике Украины вызовет столько эмоций и ноль возражений по…

  • Кто самый влиятельный и авторитетный политик Украины ?

    Часто задаю себе этот вопрос. И ответ у меня всегда один. Это Виктор Владимирович Медведчук. Сейчас на меня выльют ушат помоев мои украинские…

  • Азербайджан - Армения. Голоса из гостиных.

    Читаю армянские паблики и каналы. Знаете, они намного категоричнее и,я бы сказал, отчаяннее азербайджанских. Азербайджан воюет, как работает,…

  • История ядов. Доктор Рошаль и ублюдки.

    Леонид Михайлович Рошаль выразил благодарность Евгению Викторовичу Пригожину. Что началось после этого твитта... 87 летнему человеку, прекрасному…

  • Контрабандисты из Аэрофлота.

    Эта новость сделала моё утро. В США раскрыта схема контрабанды электроники на 50 млн долларов в Россию. В США арестованы 8 фигурантов дела о…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments