
Памятную дату в истории России - 200-летие со дня рождения Петра Первого - император Александр II решил отпраздновать особо пышно и торжественно. Среди многочисленных юбилейных мероприятий намечалось и проведение в Москве представительной Политехнической выставки. Промышленные и сельскохозяйственные выставки в России тогда устраивались регулярно. Но ни одна из них по размаху экспозиций, числу павильонов и широчайшему показу экспонатов не могла сравниться с юбилейной, которая состоялась в Москве с 30 мая по 1 сентября 1872 г.
Горячим сторонником выставки выступило Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Оно подошло к делу весьма основательно. За два года до открытия выставки в московских газетах было опубликовано объявление о ее подготовке, в нем отмечалось, что «... выставка имеет целью познакомить русское общество, фабрикантов и промышленников с достижениями техники, современным развитием промышленности». Сообщалось также, что за места на выставке и легкие навесы платы брать не станут, а «... экспонаты после закрытия станут основой Политехнического музея, т.е. учреждение подобной выставки имеет целью положить основание постоянному общеобразовательному музею в Москве ...» В августе 1870 г. был сформирован Комитет ставки.

Политехническая выставка стала центром празднования юбилея Петра I в Москве. Поэтому ее и разместили весьма нетрадиционно - в Кремле и около него. За короткое время возвели несколько десятков оригинальных павильонов: в кремлевских садах, Манеже, на набережной Москвы-реки и на просторной «Разводной площади» в Кремле, что располагалась от колокольни Ивана Великого до Спасской башни. Всего под экспозицию отвели свыше 17 десятин. Главным архитектором выставки назначили известного московского зодчего Д.Н.Чичагова.
Новизна выставки заключалась в том, что основные затраты несло не государство, а частные компании, меценаты и предприниматели. Государственные субсидии покрыли лишь треть расходов. В фонд выставки поступила значительная для того времени сумма 200 тыс.руб. от частных пожертвований. Крупнейшими меценатами были Малютины (внесли свыше 40 тыс.руб.), Губонин, фон-Мекк и князь Голицин (по 20 тыс.руб.) и другие. Московская Городская дума выделила Комитету выставки под склад и другие нужды дом возле Иверских ворот (тогда здания Исторического музея еще не было и на этом месте размещалась группа строений), 10 тыс.руб. деньгами и оказывала всяческую помощь и содействие.
Как правило, меценаты вкладывали деньги в ту часть экспозиции, которую поддерживали. Так, Путилов за свои деньги украсил отведенное ему место впечатляющей постройкой из рельсов, прокатывавшихся на его же предприятии, реклама и показ возможностей фирмы. Известные на транспорте подрядчики Губонин, фон-Мекк, Казаков, Мейен на свои деньги устроили обширный железнодорожный отдел, где были показаны достижения транспорта. Кстати, Петр Губонин преподнес в дар выставке купленную им через одну из торговых контор великолепную статую Петра Великого. Фигура императора была в полтора человеческих роста, ручной работы, выкованная из цинковой жести. В Петербурге на одной из выставок она получила наградную медаль.
К 20 марта большая часть построек была закончена и приступили к установке оборудования, размещению экспонатов. Но железнодорожники значительно раньше занялись проблемой доставки своих громоздких изделий: необходимо было привезти и установить на Кремлевской набережной несколько двухосных вагонов, локомотив, другие экспонаты. В Историческом архиве г.Москвы сохранилось «Дело о6 устройстве временных рельсовых путей от станции Курской железной дороги до Политехнической выставки ...» В сохранившихся документах довольно подробно изложена просьба Комитета выставки о прокладке временного рельсового пути «через наименее заселенную местность города, а именно: от пассажирской станции Московско-Курской железной дороги переулками Сусальным, Сыромятниковым, поперек Садовой до Яузского бульвара, там вдоль двора Воспитательного дома до Москвы-реки и ее берегом до Выставки, близ Москворецкого моста».
Рельсы крепили к шпалам, врытым так, чтобы не препятствовать езде экипажей, а при пересечении улиц «в населенных местах употребляли рельсы накладные, легко съемные, лежащие поверху». Комитет обязался снять рельсы в сентябре (после закрытия выставки) и привести в порядок мостовые. Для перевозки вагонов и иных тяжестей по временному рельсовому пути потребовалось несколько троек лошадей со специальной упряжью. Согласно требованиям обер-полицеймейстера Н.У.Арапова, «движение паровозов и тяжестей на Политехническую выставку следует производить после разъезда публики из театров - всю ночь и до семи утра, дабы не было затруднений в движении городских экипажей и обозов». Так под покровом ночи все и перевезли.
Как и планировалось, Политехническая выставка открылась 30 мая 1872 г., российская печать подробно освещала это торжество. После молебствия в Кремле почетные гости спустились к устроенной на Москве-реке пристани для встречи легендарного ботика Петра I, который по случаю юбилея со всеми предосторожностями привезли из Петербурга и спустили на воду. На набережных, по свидетельству очевидцев, собралось около 100 тыс. человек. Когда отгремели военные оркестры на празднично украшенной пристани, с торжественной речью о значении для России Петра Великого выступил ректор Московского Университета профессор С.М.Соловьев.
К этому дню П.И.Чайковский написал специальную «Кантату на открытие Политехнической выставки в Москве». Она исполнялась музыкантами оркестра Большого театра на Троицком мосту у Кутафьей башни. Публика располагалась в Александровском саду. Входной билет в день открытия выставки стоил 5 руб., во все остальные дни за вход брали по рублю с персоны (цена по тем временам весьма высокая). Но многие охотно посещали интересную выставку. Студенты учебных заведений пользовались бесплатным входом, также были сделаны послабления и для фабричных рабочих и ремесленников.
На выставке было 25 разделов. Железнодорожникам отвели довольно большое пространсгво на берегу Москвы-реки от собора Василия Блаженного до Тайницкой башни Кремля. В истории России это была самая удивительная железнодорожная экспозиция. Подобные экспонаты у Кремля больше никогда не выставлялись. Саперные части 4-го понтонного полубатальона навели у Тайницкой башни через Москву-реку понтонный мост, по которому жители Замоскворечья довольно быстро попадали на выставку. От моста и начинался железнодорожный отдел, который стал наиболее популярным. Открывала его арка с железнодорожными эмблемами и приглашением пожаловать для осмотра. На рельсовой «вытяжке» располагалась железнодорожная техника.
Изюминкой всей транспортной экспозиции стал просторный с часами на фронтоне вокзал. Вырос он у Москворецкой башни с двумя залами: для пассажиров I-II классов и пассажиров III класса с соответствующей мебелью. В одном из залов разместили отдел изысканий и топографических карт; здесь же показывали набор инструментов, применяемых на этих работах. В другом пассажирском зале - отдел истории, статистики и эксплуатации железных дорог, документы, чертежи и модели, относящиеся к развитию железнодорожного дела в России. Здесь демонстрировались хорошо выполненные карты и большие альбомы, посвященные постройкам всех отечественных дорог. Тут же располагались официальные документы, уставы, отчеты, таблицы по эксплуатации дорог; коллекции моделей из музея Петербургского Института путей сообщения, солидная транспортная библиотека, книги, бланки и графики, касающиеся ведения отчетности на дорогах. На вокзале работала телеграфная станция, соединенная с городским телеграфом, для приема депеш от публики на юбилейных бланках.
На рельсовых путях был выставлен подвижной состав: локомотив Томпсона, вагоны и платформы русских железных дорог. На примыкающих к станционному зданию крытых платформах стояли тележки для перевозки багажа и товаров, весы для взвешивания вагонов и грузов и разные другие предметы железнодорожного хозяйства.
Большая экспозиция располагалась на площади, прилегающей к храму Василия Блаженного. Там построили барак-времянку для рабочих, аналогичную тем, которые ставили при прокладке трасс, вокруг него поместили набор орудий, используемых на земляных работах. Неподалеку выросла образцовая казарма для проживания путейцев в условиях эксплуатации дороги, тут же образцы щебня, шпал, рельсов, стрелочных переводов, паровой копер Данилова. Рядом поставили настоящую мастерскую, специально открытую с боков, где на глазах посетителей изготавливали или ремонтировали путейские принадлежности и инструменты.
Через неделю после открытия выставку посетил Император Александр II с наследником престола, они побывали и в отделе транспорта. Довольно обстоятельно осмотрели мастерские, барак для рабочих, модель кессона Струве, побеседовали о коммерции с советником Губониным; походили у вагона Мальцова, который уже выпускался серийно, более внимательно осмотрели новинку-вагон Комиссаровского училища для перевозки войск, модель пассажирского локомотива формулы 1-2-0 Коломенского завода, тендер инженера Захваева, императорский вагон. Определенный интерес вызвал паровоз Томпсона, предназначенный для езды не по рельсам, а по дорогам (однако эта конструкция на практике распространения не получила). Пояснения высоким гостям давал министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, чем заслужил высочайшую благодарность. По итогам выставки многие замечательные конструкции, представленные в этом отделе, - крытый тормозной вагон Ковровских мастерских, будущий «нормальный» вагон, продукция Коломенского завода - были удостоены золотых медалей и позднее успешно работали многие годы на сети российских железных дорог.
Интерес у посетителей вызывал также морской отдел, удлиненный павильон которого стоял на набережной напротив Большого Кремлевского дворца, Военный и Исторический отделы, павильон российских металлических изделий, текстиля, сельского хозяйства.
Посетителей, москвичей и приезжих, по словам «Правительственного вестника», со дня открытия выставки и по 25 августа побывало 261 411 человек (в Москве тех дней проживало около 600 тыс. жителей). Выставка закрылась 1 сентября. Ее павильоны разобрали, развезли экспонаты, убрали и привели в порядок всю территорию. Помимо определенных экономических плюсов, выставка оказала значительное влияние на русскую культуру. Именно на основе ее коллекций были созданы два крупнейших отечественных музея - Исторический и Политехнический, для которых построили прекрасные здания и поныне украшающие нашу столицу.
Ю.Г.ТОЛСТОВ, член ВОЛЖД
Journal information