matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:

Старейшина русских паровозников.

Продолжаю знакомить вас с творчеством Юлиана Георгиевича Толстова.



Кто не знает крылатой гоголевской фразы: «И какой же русский не любит быстрой езды?!»

В нашей стране было создано немало серий прекрасных скоростных и мощных паровозов. Большая заслуга здесь принадлежит профессору, крупному железнодорожному деятелю Николаю Леонидовичу Щукину (1848-1924 гг.). Он автор ряда известных учебников по теоретической механике, солидных монографий по паровозостроению, почетный член Петербургского технологического института и Военно-инженерной академии.

Не менее успешно развивается и его практическая инженерная деятельность. Длительное время (до 1910 г.) Н.Щукин - член Инженерного совета МПС и 20 лет (1902-1922 гг.) - председатель комитета подвижного состава и тяги при Инженерном совете МПС, затем Техническом комитете НКПС. С января 1910-го по апрель 1916 г. - товарищ (заместитель) министра путей сообщения. По проекту и под руководством Н.Щукина с 1892 года на Александровском механическом заводе Николаевской дороги приступили к производству скоростного локомотива серии Н(1-3-0), с нагрузкой на ось 14-16 т, вместо имевшихся пассажирских паровозов с нагрузкой 12,5 т. Перед бесчисленными локомотивами старых серий превосходство локомотива Н (по квалификации МПС - нормальный тип паровоза) было несомненным, он свободно разгонялся до 115. км/ч! Неспроста именно эти паровозы двойной тягой водили царский поезд. Эти машины Щукина стали самыми массовыми пассажирскими паровозами дореволюционной России - их выпустили около тысячи единиц 14 модификаций.

С именем инженера Щукина связано и создание известного товарного паровоза типа 1-4-0 серии Щ, в народе его звали добродушно «щукой». История возникновения его такова. Возросшая в 1905 году потребность в грузовых перевозках требовала введения на сети казенных железных дорог мощных товарных паровозов. Поэтому министр путей сообщения К.Немешаев поручил профессору Щукину дать свои предложения. В результате непростых поисков и работы ряда комиссий на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством А.Раевского в 1906 году был построен паровоз Щ, максимальную скорость ему установили 65 км/ч.

Паровозы серии Щ выпускались всеми заводами, входившими в Русское паровозостроительное общество. Эти трудяги надежно работали на многих грузонапряженных линиях до появления более сильных машин. Даже на 1 января 1940 года «щуки» успешно трудились на 24 из существовавших тогда 43 железных дорогах.

Помимо этого, Н.Щукин разработал план строительства по всей сети железных дорог паровозоремонтных заводов, где не только производился бы капитальный ремонт, но и изготовляли запасные части и весь паровозный инструмент. Многое для развития железных дорог России сделала возглавляемая им Комиссия подвижного состава и тяги - ее чаще так и называли «Щукинская комиссия». После революции Николай Леонидович Щукин активно помогал восстановлению транспорта. Уже в 1918 году он возглавил Высший технический совет при НКПС, в 1919-м был избран почетным председателем Технического комитета и назначен членом совета его. Позже, когда был создан Научно-технический комитет НКПС, он до последних дней жизни активно работал в нем.

Юлиан ТОЛСТОВ

Статья опубликована в газете "Московский Железнодорожник" 1 февраля 2003 года.

Tags: История железных дорог, Толстов Юлиан Георгиевич
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новость дня .

    ТАСС уполномочен заявить... Даже не знаю, что и сказать... Годовой оборот Pfizer , компании основанной в 1849 году, у которой в пакете такие…

  • Владимир Зеленский. Послание Верховной Раде .

    Я внимательно прочитал послание Президента Украины Верховной Раде. Мне оно понравилось и своей искренностью, и своей взвешенностью и тем. что я…

  • У голубого экрана... История с побегом.

    Только решил вам рассказать о новом сериале, который начал смотреть на днях, как вот такая история. Датский изобретатель Петер Мадсен — убийца…

  • Судьба Президента. Слабое звено.

    Пока Светлана Тихановская встречается с европейскими политиками, а она уже практически повторила подвиг Суворова и перешла через Альпы, оказавшись в…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Не думал, что написанный мною вчера вечером пост о самом влиятельном политике Украины вызовет столько эмоций и ноль возражений по…

  • Кто самый влиятельный и авторитетный политик Украины ?

    Часто задаю себе этот вопрос. И ответ у меня всегда один. Это Виктор Владимирович Медведчук. Сейчас на меня выльют ушат помоев мои украинские…

  • Азербайджан - Армения. Голоса из гостиных.

    Читаю армянские паблики и каналы. Знаете, они намного категоричнее и,я бы сказал, отчаяннее азербайджанских. Азербайджан воюет, как работает,…

  • История ядов. Доктор Рошаль и ублюдки.

    Леонид Михайлович Рошаль выразил благодарность Евгению Викторовичу Пригожину. Что началось после этого твитта... 87 летнему человеку, прекрасному…

  • Контрабандисты из Аэрофлота.

    Эта новость сделала моё утро. В США раскрыта схема контрабанды электроники на 50 млн долларов в Россию. В США арестованы 8 фигурантов дела о…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments