matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:
  • Location:

Железнодорожное. Теленок следует в пассажирском.

Продолжаю публикацию статей Юлиана Георгиевича Толстова



Как все-таки интересно читать старые газеты, ощущать особенности той жизни, удивляться новостям, что были важны для прежнего читателя, гордиться меткостью и крепостью слога русского языка. Передо мной знакомый уже читателю "Листок объявлений" 1877 года - "прапрадедушка" "МоЖ".

Как железнодорожника, меня, естественно, интересовало, а что же возили 120 лет тому назад по частным и казенным линиям, что нужно было тогда людям за столом и в обиходе? Чтение ежемесячных сводок товаров не раз удивляло.

Многие дороги, чтобы привлечь клиента, шли на различные льготы и послабления - только плати и не ходи к конкуренту. Так, в пассажирскин поездах, помимо посылок, стали перевозить и так называемые поштучные предметы. Более того, в объявленном перечне появилась и домашняя живность. Плата за них устанавливалась: "За телят и свиней по 1,5 коп. с головы, 2 - за собак, овец и ягнят по 1 коп. с головы и с версты".

Прикинем, во что это обходилось: с головы скотины 1 коп. и плюс 600 коп. "за поверстные" (расстояние между Петербургом и Москвой 600 верст). Выходит, не так дешево, но за любимого теляти или кудрявую овечку можно и выложить, тем более, что они едут рядом, их можно получить сразу на вокзале.

Если же серьезно, то, конечно, в первую очередь возили зерно - это главный российский хлебный груз. Прежними правилами помимо зерна к хлебным грузам относили: горох, гречиху, чечевицу, овес, фасоль, просо, кукурузу и муку из этих продуктов. Перевозили и масличные семена, коих, оказывается, было множество. Посудите сами. Из разных краев обширной Росси везли семя горчичное, кунжутное, канареечное, конопляное, льняное, маковое, подсолнечное, рапсовое, сурепное. И тут же упоминается семя повилики, люцина , (в народе это «волчьи бобы»), вики. Ныне просто не сообразишь, куда какое шло и на какую надобность годилось.

Кстати, дороги всегда были заинтересованы возить груз повагонно: будь то лошади (8 ед.) или грибы свежие. Просто диву даешься, когда пишут об отправке свежих грибов не лукошками, не решетом, а вагоном - как же щедра была земля русская! Везли сундуки и водку сортовую, подковы конские и горшки чугунные, холст грубый и камень рубленый, щепной товар и сита. Перечень ныне забытых товаров нескончаем.

Однако Русь была не только лапотной, имела и промышленность на уровне, гордилась предприятиями, металлургией. Вот, к примеру, какую грузили медь. Весовщики на станциях размечали медь красную и желтую "не в деле, в кругах, штыках, листах, свертках, слитках, свинках" - вот ведь как одну от другой отличали.

Прочитаешь раз-другой эти старые пожелтевшие страницы и вроде разбираться станешь, насколько губительны для хозяйства и транспорта страны любого рода политические перевороты.

Tags: Железная дорога, Толстов Юлиан Георгиевич
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments