matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:

Железнодорожное. Транспортный Адмирал



Константин Николаевич Посьет (1819-1889) в течение 14 лет, с июня 1874-го по сентябрь 1888-го, был министром путей сообщения России. Самое удивительное, что Посьет был не путейским инженером, а крупным знатоком морского дела, большим авторитетом в морских кругах. Он являлся «полным адмиралом» и одновременно генерал-адъютантом, его заслуги были отмечены высшими российскими и иноземными орденами. И вдруг - МПС!

Константин Николаевич был разносторонне образованным человеком и весьма крупным авторитетом в инженерном деле. Обладая глубокими познаниями, он не боялся возникавших в работе технических проблем. Привыкший по-военному беспрекословно выполнять приказы, Посьет сразу же после назначения со всей ответственностью взялся за выполнение новых для него обязанностей. Будучи далеким от железнодорожного дела, он принялся настойчиво овладевать транспортной наукой, активно участвовал в управлении строительством и эксплуатацией железных дорог.

Немало ему помогал опыт строительства водных сооружений, участие в возведении Мариинского и Свирьского каналов. Вспомним, что в МПС тогда входили и водные пути сообщения - отсюда и якорь с топором, положенные накрест, в эмблеме железнодорожников старой России.

Как бы то ни было, но в годы его руководства министерством были увеличены объемы строительства новых железных дорог. 3а время его деятельности на посту министра было введено в эксплуатацию 13 тыс. километров новых линий - среднегодовой темп строительства был повышен в два раза. В эти годы были проложены линии Лозовая-Севастополь, Ростов-Владикавказ, Баку-Тифлис-Батум, Вильно-Ровно-Брянск. При Посьете развернулось строительство головного участка Сибирской магистрали -Самаро-3латоустовской дороги протяженностью 990 верст, которая была доведена в 1892 году до Челябинска, а также принципиально решен вопрос о сооружении Великого сибирского пути.

Заручившись поддержкой крупных железнодорожных специалистов, Посьет настойчиво выступал за прекращение строительства новых дорог концессионным способом, видя в этом попытку частников использовать железные дороги в своих корыстных целях, вопреки нуждам страны. Решительно отстаивая права МПС в вопросах контроля финансов, он добился передачи строительства дорог непосредственно казне. 3а 20 лет (1881 - 1900) было выкуплено 37 частных дорог общей длиной 21 тыс. верст. Причем основными мотивами явились не столько развал этих дорог, сколько военно-стратегические и политические планы правительства.

Так же убежденно Посьет доказал важность южного направления крупнейшего луча Самара-Уфа-Челябинск, что обеспечило ускоренное развитие промышленности Урала и Сибири. При этом многое делалось для развития выпуска и эксплуатации отечественного оборудования и подвижного состава, что стимулировало подъем соответствующих отраслей промышленности. И все было бы хорошо в карьере Посьета. Но...

Семнадцатого октября 1888 года невдалеке от станции борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги потерпел крушение царский поезд, который лично сопровождали Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. В результате схода вагонов погибло 19 человек и 14 получили ранения. Из членов царской семьи никто не пострадал. Основной причиной крушения была признана плохая эксплуатация дороги и подвижного состава.

Как бы то ни было, но вся ответственность ложилась на министра путей сообщения. Он обвинялся и в разрешении движения царского поезда с повышенной скоростью, и в том, что позволил увеличить вес поезда за счет прицепки дополнительных вагонов - всем хотелось ехать с императором. Это привело к тому, что у пассажирского локомотива не хватило мощности, поэтому прицепили два грузовых паровоза, что на повышенной скорости увеличивало динамическое воздействие на путь. Посьет понимал, что на его имя брошена тень, и еще до окончания расследования подал в отставку, которая была тут же принята императором Александром III.

Несмотря на такой конец служебной деятельности, имя Константина Николаевича Посьета осталось в памяти транспортников как человека, много сделавшего для своей Родины. Его именем назван залив и поселок на Дальнем Востоке, а также станция Дальневосточной железной дороги.

Юлиан ТОЛСТОВ, член ВОЛЖД

Tags: История России, История железных дорог, Толстов Юлиан Георгиевич
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Олимпийское... Монгол.

    Саид Моллаи,сбежавший из Ирана дзюдоист, выиграл для Монголии серебро на олимпиаде в Токио. В интервью сказал,что посвящает эту медаль Израилю. На…

  • Герой Советского Союза.

    Как вы думаете, кто на портрете ? Это один из руководителей МРЭО ГИБДД Ростовской области, который подозревается во взяточничестве. Портрет…

  • Предвыборное... В ожидании Сталина.

    Звонит мой хороший приятель. У меня много друзей и знакомых по увлечению железными дорогами, их историей и железнодорожным моделизмом. Мастер золотые…

  • Олимпийское... Россия и Украина.

    Слежу за событиями на Олимпиаде в Токио. Абсолютно ошеломляющий успех на старте Сборной России или сборной ОКР, кому как нравится, уже пять золотых…

  • Диспетчер...

    Диспетчер, сопровождавший экстренную посадку рейса Афины-Вильнюс в Минске с Романом Протасевичем на борту, покинул Белоруссию. По данным издания…

  • Коммунисты.

    Посмотрел интервью, точнее разговор с Павлом Грудининым на Дожде. Просто образец политика, повел себя достойно и порядочно, в отличии от григория…

  • А гиц ин пароход.

    Президент России Владимир Путин сегодня, 25 июля, принял участие в церемонии спуска на воду супертраулера новейшего поколения «Механик Сизов».…

  • Утреннее...

    Тот случай, когда ирландскому сыру, радуешься больше, чем виски. Кстати, на вискокурнях и Джемесон, и Талламор, я был, а вот на ирландских сыроварнях…

  • Олимпийское...

    Флаг Израиля несут уроженец российского Челябинска Яков Тумаркин и Хана Князева-Миненко, родившаяся в украинском Переяслав-Хмельницком. Всего в…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments