matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Железнодорожное. Магистрали детства.

Статья Юлиана Георгиевича Толстова о Малой Московской железной дороге.



аких только удивительных широкой и узкой колеи железных дорог нет на свете, но нигде, кроме нашей страны, не встретишь детской железной дороги. До развала СССР, от Прибалтики до Дальнего Востока, их насчитывалось более 50.

Малая Московская или как чаще еще именуется в народе Детская железная дорога зародилась в умах взрослых и младшего поколения в середине 30-х годов, когда железнодорожный транспорт был на подъеме и окружен романтикой труда, воспет в кино, на сцене, в литературе. Немалую помощь в создании Малой Московской оказал клуб им. Октябрьской революции (КОР), нынешний ЦДКЖ. Именно в его стенах тогда располагалась детская техническая станция, в которой познавали транспорт, строили модели будущих чудо-локомотивов, мечтали и творили десятки мальчишек и девчонок транспортных Школ Москвы и округи. Летом 1935 года здесь побывали пионеры Тифлиса, которые рассказали о строительстве в столице Грузии первой в стране Детской железной дороги.

Тут же возникла идея: «Пионеры Москвы достойны строить железную дорогу!» Довольно скоро ученик Быковской железнодорожной школы Пасынков составил проект будущей дороги. Энтузиасты этого дела инженеры Управления Московско-Казанской дороги Филимонов и Черняков провели изыскания возможной трассы. Осенью 1935 года в помощь ребятам была создана рабочая группа содействия строительству ДЖД. В нее вошли руководители Центрального и дорожного домов техники, представители Московского городского Дома техники, помполит по комсомолу Московско-Казанской.

В первую очередь был разработан учебный план подготовки из лучших учеников школ будущих железнодорожников. Клуб КОР помог еще раз: на третьем этаже была дополнительно выделена комната № 24, где начало работать бюро по проектированию будущей трассы, руководили всем инженеры-комсомольцы из Управления дороги Селиверстов и Агафошкин. Фантазия работала вовсю, пришлось в ЦДКЖ устраивать выставку проектов будущей дороги.

Утром 30 октября 1935 года на платформах Казанского вокзала высадились свыше тысячи школьников Ухтомского и Раменского районов, прибывших на слет юных строителей Детской железной дороги. Под звуки оркестра они проследовали в Большой зал клуба КОР (ЦДКЖ). Вместе с москвичами присутствовали две тысячи будущих строителей. После просмотра звукового киноролика «Первый рейс на станцию Радостная» о Тифлисской детской железной дороге, с сообщением выступил школьник из Быково, сын путевого обходчика Пасынков, который подробно рассказал о своем проекте детской дороги. Слет обратился с просьбой к начальнику Московско-Казанской дороги И.Ф.Кучмину принять на себя руководство постройкой Малой Московской, а также помочь с организацией в Быково, при железнодорожной школе им. КИМ филиала детской технической станции.

Проект Малой Московской при ширине колеи в 750 мм был утвержден, и в 1936 году закипело строительство будущей трассы. За год подготовили насыпи, уложили шпалы и рельсы. Зимой соответствующий курс теории прошли паровозники, путейцы... Весной начались практические занятия на линии. И вот долгожданное открытие - 2 мая 1937 года.

Детская дорога начиналась построенной станцией имени Кагановича (получившей затем название Путь Ильича и ныне - Юность) возле дачной платформы Отдых и тянулась на три километра Кратовским бором, Нижегородским просеком, мимо детской лесной школы до станции Пионерская, что отделена живописным озером от платформы Кратово. На открытие собрались сотни ее строителей - учеников московских, быковской, малаховской и кратовской школ.

Руководители Ленинской железной дороги (такое наименование носила Московско-Рязанская с июля 1936-го по сентябрь 1943 года) и строители, как и положено, выступили с речами. Под звуки оркестра ребятишки построились и организованно заняли места в стоявших на путях трех вагончиках и после гудка небольшого, специально изготовленного паровоза, состав со станции Пионерская отправился в первый рейс. Знаменательно, что за реверсом локомотива стоял учащийся железнодорожного техникума Вениамин Пасынков, тот самый автор первого варианта Малой Московской. Родители юных пассажиров в этот раз остались на перроне - поездка туда и обратно заняла 20 минут. Практически в эти же дни по радио, в рабочих клубах, на концертах, на празднике железнодорожников зазвучала задорная мелодия песни «Детская железнодорожная» на слова поэта Е.Долматовского, музыка С.Дунаевского. Это был неожиданный и потому особенно приятный подарок и детворе, и взрослым.

Вторично детскую дорогу открыли летом в 1947 году. К этому приятному событию получили еще один паровоз. Задолго до этого дня был тщательно подготовлен путь, обновлен подвижной состав - три ярко-голубых вагончика на 33 места для сидения каждый. В день открытия собралось более тысячи гостей. Первый поезд провел генерал-директор тяги III ранга, бывший машинист А.С.Огнев со своим сыном Сашей. Вот такими были первые шаги нашей Малой Московской, получившей этим летом новый импульс для своей активной деятельности со стороны Большой Московской железной дороги.

Юлиан Толстов

Tags: Детские железные дороги, История железных дорог, Толстов Юлиан Георгиевич
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новость дня .

    ТАСС уполномочен заявить... Даже не знаю, что и сказать... Годовой оборот Pfizer , компании основанной в 1849 году, у которой в пакете такие…

  • Владимир Зеленский. Послание Верховной Раде .

    Я внимательно прочитал послание Президента Украины Верховной Раде. Мне оно понравилось и своей искренностью, и своей взвешенностью и тем. что я…

  • У голубого экрана... История с побегом.

    Только решил вам рассказать о новом сериале, который начал смотреть на днях, как вот такая история. Датский изобретатель Петер Мадсен — убийца…

  • Судьба Президента. Слабое звено.

    Пока Светлана Тихановская встречается с европейскими политиками, а она уже практически повторила подвиг Суворова и перешла через Альпы, оказавшись в…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Не думал, что написанный мною вчера вечером пост о самом влиятельном политике Украины вызовет столько эмоций и ноль возражений по…

  • Кто самый влиятельный и авторитетный политик Украины ?

    Часто задаю себе этот вопрос. И ответ у меня всегда один. Это Виктор Владимирович Медведчук. Сейчас на меня выльют ушат помоев мои украинские…

  • Азербайджан - Армения. Голоса из гостиных.

    Читаю армянские паблики и каналы. Знаете, они намного категоричнее и,я бы сказал, отчаяннее азербайджанских. Азербайджан воюет, как работает,…

  • История ядов. Доктор Рошаль и ублюдки.

    Леонид Михайлович Рошаль выразил благодарность Евгению Викторовичу Пригожину. Что началось после этого твитта... 87 летнему человеку, прекрасному…

  • Контрабандисты из Аэрофлота.

    Эта новость сделала моё утро. В США раскрыта схема контрабанды электроники на 50 млн долларов в Россию. В США арестованы 8 фигурантов дела о…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments