matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное. Эмблема машиниста.

Продолжаю публикацию статей Юлиана Георгиевича Толстова. "Гудок", август 1989 года.



История свидетельствует: на российских стальных магистралях экипировку сотрудников считали весьма серьезным делом. Каждая железная дорога в России имела свою форму. Лишь 31 января 1879 года распоряжением тогдашнего министра путей сообщения генерал-адъютанта Константина Посьета были введены общие для страны правила. Утверждена «форменная одежда и другие наружные отличия для всех служащих на российских (кроме финляндских) железных дорогах».

Не будем касаться других должностей – сейчас нас интересует машинист. Согласно распоряжению, на головном уборе машиниста («...фуражка черного сукна с лакированным козырьком, без кантов...») впервые крепилась специальная эмблема - посеребренный паровоз. Эта эмблема очень напоминала паровоз серии «К» постройки известного Коломенского завода. Затем появились такие же серебристые эмблемы, но с царской, короной над несколько иным по силуэту паровозиком. Примерно такой стародавний знак могли видеть посетители международной выставки «Железнодорожный транспорт-89», что была недавно развернута в Щербинке. На этой выставке курсировал ретро-поезд, обслуживающий персонал был одет в форму тех давних лет, которая вызывала большой интерес пассажиров.

В годы первой мировой войны посеребренную эмблему заменили латунной. Затем след этих отличительных знаков машиниста теряется. Вновь появились они, по разным данным, где-то в 1924-1925 годах. К сожалению, до сих пор нет четкой хронологической ясности, какие форменные знаки и в какой последовательности носили в 20-e годы советские железнодорожники. Этот период - самый малоизученный. Были ли регламентации НКПС на этот счет или местные руководители просто соблюдали традиции русских дорог, и донашивались те эмблемы, что остались на складах? Никакого фактического материала об этом в фондах Центрального Государственного архива народного хозяйства СССР, где хранятся документы НКПС, пока не обнаружено.

Так продолжалось до 1932 года. Известный приказ наркома путей сообщения А. Андреева от 28 мая 1932 года № 615/Ц о введении на железнодорожном транспорте новых знаков различия и последующие приказы на этот счёт НКПС и МПС дают исчерпывающие ответы на вопросы о форме железнодорожника. Но, повторяю, 20-е годы оставили немало «белых пятен» в экипировке транспортников. Вот одно из них.

Старожилы помнят, что в 1925 -1930 годах машинисты ряда дорог продолжали носить на головном уборе латунную эмблему – стилизованный старинный паровозик. Эмблема эта, как видно на фотографии, довольно своеобразна: труба напоминает о временах, когда паровозы топились дровами, длинный и густой шлейф дыма создает ощущение движения. Эмблема четко видна на старых фотографиях машинистов, что приходилось держать в руках. Причем на групповых снимках паровозной бригады эту эмблему имеет только механик!

Насколько мне известно, такие отличия носили машинисты ряда дорог Центра и Сибири. Были ли эти знаки общесоюзными или дорожными, твердо установить не удалось. Возможно, ветераны транспорта, знатоки истории железных дорог помогут назвать точнее год появления таких знаков у машинистов, их разновидности, выяснить распространение на сети дорог.

Ю.Толстов

Tags: История железных дорог, Толстов Юлиан Георгиевич, железнодорожная фалеристика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Украина. Партия или деньги .

    Читаю с утра украинские новости и умираю со смеха. Партия "Демократична сокира" распустила организацию в Броварах после того, как один из кандидатов…

  • Доброе утро ! Советский гигант. Паровоз П 38.

    Доброе утро. Сегодня у нас будет разговор о коронавирусе, похоже вторая волна, издали казавшаяся небольшой, оказалась цунами. В Чехии ввели уже…

  • У голубого экрана... The Trial of the Chicago 7.

    Потрясающий фильм Аарона Соркина "Суд над Чикагской семеркой". Я смотрел этот фильм об Америке конца шестидесятых, а перед глазами была наша…

  • Судьба Президента. Стачка.

    Похоже вчера Александр Лукашенко все таки сумел плеснуть бензинчиком в костер, так умело разведённый под его властью белорусской оппозицией и…

  • Азербайджан - Армения. Украина - враг Армении № 3.

    Украина заняла абсолютно четкую и понятную позицию в отношении Азербайджано-Армянской войны в Нагорном Карабахе. Она целиком на стороне…

  • Доброе утро ! Сэр Родерик.

    Доброе утро! Сегодня поговорим о Беларуси, почему на мой взгляд, там продолжается этот бесконечный кошмар, и что не получается у Александра…

  • Выборы в Украине...

    Смотрю на первые результаты экзитполов и лишний раз убеждаюсь, насколько я был прав в своих прогнозах. ОПЗЖ показывает какой то фантастический…

  • Судьба Президента. Звонок друга.

    В Беларуси опять протесты. На улицах Минска десятки тысяч людей. Им противостоят гвардейцы Кардинала силовики. Опять…

  • У голубого экрана...

    Вчера досмотрел сериал Страна Лавкрафта, это самый расистский сериал, который я видел за последнее время, он просто пронизан расовой ненавистью.…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments