matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное. Эмблема машиниста.

Продолжаю публикацию статей Юлиана Георгиевича Толстова. "Гудок", август 1989 года.



История свидетельствует: на российских стальных магистралях экипировку сотрудников считали весьма серьезным делом. Каждая железная дорога в России имела свою форму. Лишь 31 января 1879 года распоряжением тогдашнего министра путей сообщения генерал-адъютанта Константина Посьета были введены общие для страны правила. Утверждена «форменная одежда и другие наружные отличия для всех служащих на российских (кроме финляндских) железных дорогах».

Не будем касаться других должностей – сейчас нас интересует машинист. Согласно распоряжению, на головном уборе машиниста («...фуражка черного сукна с лакированным козырьком, без кантов...») впервые крепилась специальная эмблема - посеребренный паровоз. Эта эмблема очень напоминала паровоз серии «К» постройки известного Коломенского завода. Затем появились такие же серебристые эмблемы, но с царской, короной над несколько иным по силуэту паровозиком. Примерно такой стародавний знак могли видеть посетители международной выставки «Железнодорожный транспорт-89», что была недавно развернута в Щербинке. На этой выставке курсировал ретро-поезд, обслуживающий персонал был одет в форму тех давних лет, которая вызывала большой интерес пассажиров.

В годы первой мировой войны посеребренную эмблему заменили латунной. Затем след этих отличительных знаков машиниста теряется. Вновь появились они, по разным данным, где-то в 1924-1925 годах. К сожалению, до сих пор нет четкой хронологической ясности, какие форменные знаки и в какой последовательности носили в 20-e годы советские железнодорожники. Этот период - самый малоизученный. Были ли регламентации НКПС на этот счет или местные руководители просто соблюдали традиции русских дорог, и донашивались те эмблемы, что остались на складах? Никакого фактического материала об этом в фондах Центрального Государственного архива народного хозяйства СССР, где хранятся документы НКПС, пока не обнаружено.

Так продолжалось до 1932 года. Известный приказ наркома путей сообщения А. Андреева от 28 мая 1932 года № 615/Ц о введении на железнодорожном транспорте новых знаков различия и последующие приказы на этот счёт НКПС и МПС дают исчерпывающие ответы на вопросы о форме железнодорожника. Но, повторяю, 20-е годы оставили немало «белых пятен» в экипировке транспортников. Вот одно из них.

Старожилы помнят, что в 1925 -1930 годах машинисты ряда дорог продолжали носить на головном уборе латунную эмблему – стилизованный старинный паровозик. Эмблема эта, как видно на фотографии, довольно своеобразна: труба напоминает о временах, когда паровозы топились дровами, длинный и густой шлейф дыма создает ощущение движения. Эмблема четко видна на старых фотографиях машинистов, что приходилось держать в руках. Причем на групповых снимках паровозной бригады эту эмблему имеет только механик!

Насколько мне известно, такие отличия носили машинисты ряда дорог Центра и Сибири. Были ли эти знаки общесоюзными или дорожными, твердо установить не удалось. Возможно, ветераны транспорта, знатоки истории железных дорог помогут назвать точнее год появления таких знаков у машинистов, их разновидности, выяснить распространение на сети дорог.

Ю.Толстов

Tags: История железных дорог, Толстов Юлиан Георгиевич, железнодорожная фалеристика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Случай в Эрмитаже.

    Эрмитаж обвинил посетителя в оскорблении ветеранов 1812 года. Чувак по приколу повесил свой портрет в форме времен войны с Наполеоном. Кирилл…

  • О скифы мы…

    Апелляционный суд Амстердама счел «Скифское золото» украинской собственностью и постановил передать Украине. В Крым оно не поедет. Точка. И здесь…

  • Что будем, что будем - завидовать...

    Ходит такая байка, первый раз я по моему прочитал её у Борева в Сталиниаде. Однажды Сталину доложили, что у маршала Рокоссовского появилась любовница…

  • Минск. Государственное Хамство...

    Знаете, мои дорогие, когда я увидел это видео, то оторопел. В Беларуси без разрешения КГБ и визы товарища Лукашенко в эфире муха не пролетит, а…

  • И о вакцинации...

    Заболел мой близкий друг... Ковид. Только обедали с ним в понедельник СИТИ. Топ крупного госбанка. Как раз говорили о вакцинации. Продвинутый…

  • Доставка...

    В России нет доставки алкоголя, включая пиво, и сигарет на дом, ну по крайней мере легальной. Есть интернет сайты, которые привозят бухлишко домой,…

  • Шнурок...

    Я,честно говоря, сначала подумал, что это фото или фейк или фотошоп... Думаю, ну не может быть такого, есть же служба протокола, но нет... Итак, что…

  • Метиловый спирт, как оружие массового поражения.

    18 человек погибли в Екатеринбурге из-за употребления метанола. Только сегодня утром читал просто страшную статью в Новой Газете о том, как в…

  • У голубого экрана...

    Вчера наконец досмотрел "Squid Game" - «Игра в кальмара». Мне очень понравился сериал, не смотря на некую предсказуемость и вторичность в отдельных…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments