matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:

Железнодорожное... Последнее Место Ссылки.

Воспоминания детства...

Район сегодняшней Войковской с фешенебельным торговым центром, современными и сталинскими домами и модными поездами "Ласточка" на МЦК...

Конец шестидесятых, мы только переехали в новую двенадцатиэтажку, неподалёку от метро. Напротив дымил огромный чугунолитейный завод, а со стороны Окружной железной дороги, хоть и редко , но еще, доносились паровозные гудки. Дети тогда гуляли свободно, можно было пойти к метро за мороженным, поиграть в прятки или в банки в просторных дворах, заросших зеленью, или посмотреть, как на противоположной стороне Ленинградского шоссе строится огромный кинотеатр Варшава.

За путями МОЖД начинался лесопарк, который тянулся до МКАДа, ах какая здесь была рыбалка. Ну и конечно лыжные прогулки зимой, сначала через лес, а потом катание с горок на Канале им Москвы, санки везли за собой прицепом.

Но меня больше интересовала железная дорога,здесь около платформы "Ленинградская" пересекались пути Рижского направления и Московской Окружной Железной Дороги, еще совсем недавно бывшей границей нашего города и особенно старые вагоны, стоявшие сразу справа за путепроводом через дорогу в лесопарк (он и сегодня действует), их было много, были они самые разные, и что самое удивительное, в них жили люди. Много семей с детьми...



Именно тогда я узнал, что эти поселки из старых вагонах на рельсах называются ПМС - Путевая Машинная Станция. Я давно хотел написать об этих необычных предприятиях, но не было документального материала и уж тем более фотографий. Это вполне объяснимо, в советское время железные дороги нельзя было фотографировать, а когда времена изменились, старых ПМС уже не было и в помине...

Недавно начал работать с архивом Игоря Ивановича Прохорова, и вот чудо, целый конверт с фотографиями ПМС и какими фотографиями. Это ПМС 72 в поселке Новки Владимирской области.



Причем фотографии, как летние, так и зимние. Но сначала немного истории.

Первая ПМС была организована в СССР на Московско-Курской железной дороге в 1934 году, стала опытной базой механизации путевых работ на железных дорогах.

Массовое создание ПМС началось с выходом приказа Народного комиссара путей сообщения СССР № 35/Ц от 1 апреля 1936 года «Об организации машинно-путевых станций». Создание ПМС явилось началом технической революции всего путевого хозяйства.

В 1937 году 20 наиболее мощных ПМС вошли в состав организованного треста «Желдорпуть-реконструкция». В 1939 году остальные ПМС были выведены из состава железных дорог и вошли в состав треста машинно-путевых станций.

В годы Великой Отечественной войны путевые машинные станции, находившиеся на тыловых дорогах, в ограниченных объемах продолжали ремонтно-путевые работы, лимитировавшиеся дефицитом материалов верхнего строения. Другая часть станций (26 наиболее мощных) полностью переключилась на восстановительные и строительные работы для нужд фронта.



А вот повесть Натальи Лазаревой "Последнее место ссылки" опубликованная в питерском журнале Звезда о жизни работников ПМС 75 - это Гатчина, почитайте, я думаю будет очень интересно. Жизнь, быт на протяжении нескольких лет работников Семьдесят пятой . Это пожалуй единственный рассказ об этих станциях.

https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=963

Несколько цитат :

"В 1954 году организовалась Путевая машинная станция № 75 — ПМС-75, куда перешла Соня из Лужской дистанции.
«Пээмэсовские» набирались из людей, никуда больше на работу не смогших устроиться: не имеющих жилья и прописки, вышедших из мест лишения свободы. Аббревиатура ПМС в народе расшифровывалась как «Последнее место ссылки». "

Или вот очень интересная бытовая зарисовка :

"Какую речь я могла слышать в ПМС? Мат-перемат. Наш народ иначе не выражался. Ругались матом и дети. Как попугаи.
А воспитателем моей грамотности стало радио.
Радио орало всегда. Отключать его было нельзя. С 6 утра до 12 ночи оно обязано было вещать в каждом вагоне. Радио выполняло функцию селекторной связи. Несколько раз в день передачи прерывались сообщениями по ПМС: какой бригаде где собраться, кому из рабочих подойти к начальству, во сколько будет концерт в вагоне-клубе и т. д. и т. п.

Благодаря такой форме оповещения никто не мог соврать, что чего-то не знал или не слышал.

Конечно, по радио шли замечательные передачи и спектакли, концерты, новости. Со временем я научилась не слышать радио, не реагировать на него — не слышу его до сих пор и, проторчав битый час на кухне, не отвечу, какую погоду обещали и какая только что звучала песня."

Вот так жили обитатели домов на рельсах, обратите внимание на самодельную антенну у вагонов.



У нас в школе периодически учились дети работников ПМС, разницы мы никакой не ощущали, тогда вообще было не принято кичиться достатком родителей. Мы вместе бегали к железной дороге подкладывали под проходящие поезда военные пуговицы из которых делали себе награды, гвозди для заточек, ну а чуть позже и патроны, за которыми в тайне от родителей ездили на Ленинградское шоссе, наверное чуть чуть подальше от сегодняшней МЕГИ, старшеклассники знали заветные места. Ах какой это незабываемый звук. Положишь на рельсы штук пятнадцать... И вот из за поворота тяжело дыша идет тепловоз ТЭ 3 с груженым товарняком и пулемётная очередь... И ВОХРовец грозящий пацанам кулаком из последнего вагона, а мы хохочем...



А когда я увлекся железнодорожной историей и моделями железных дорог именно Лихоборская ПМС 52 , часть которой и располагалась у нас стала моей альма матер по изучению подвижного состава. Помню свое изумление от трофейных вагонов , которые я знал по каталогам PIKO и моделям. На наших дорогах были не только классические грузовые немцы G10, но и потрясающие итальянцы. А какие были пассажирские вагоны , даже старые прусские попадались.



И конечно история отечественных железных дорог, литературы по ней почти не было, а ту что была достать было нереально, а тут такие сокровища.

Быт обитателей поселков на рельсах был незамысловат, сейчас даже кажется удивительным, что люди здесь жили в середине семидесятых. Причем иногда не одно поколение путейцев вырастало в семейном вагоне. Топились вагоны буржуйками и электричеством, очень бы хотелось посмотреть интерьер (если конечно здесь уместно это слово) этих вагонов, но тут вообще чёрная дыра...



Еще немного истории :
"В сентябре 1947 года Управление путевых ремонтных поездов было реорганизовано в Управление по реконструкции железнодорожного пути в составе Главного управления пути МПС. В связи с тем, что главной задачей путьремов являлось механизированное выполнение путевых работ, было решено вернуть им первоначальное название, но в несколько ином виде – путевые машинные станции (ПМС), которое сохранилось до настоящего времени.

Приказом министра путей сообщения от 22 мая 1953 года № 90/Ц Управление по реконструкции железнодорожного пути было реорганизовано во Всесоюзный трест по реконструкции железнодорожных путей МПС («Рекпуть») с включением в его состав хозрасчётных спецформирований (ПМС) и других организаций, находившихся ранее в управлении.

Трест «Рекпуть» за весьма незначительный период своей работы смог внести значительный вклад в укрепление и дальнейшее развитие ремонтно-путевого комплекса сети.

Несмотря на это, в рамках реформирования народного хозяйства страны в 1963 году трест «Рекпуть» был упразднён, а все ПМС закрепили за конкретными железными дорогами с передачей их на баланс служб пути или отделений дорог.

А вот наш ПМС 72 из поселка Новки во Владимирской области. Железнодорожные станции Новки I на линии Владимир — Ковров и Новки II на линии Новки — Иваново .



В начале семидесятых население поселка было больше 3000 человек, а сейчас около тысячи.



2016 год видео прибытия на станцию Новки, в начале хорошо видно, где стояли вагоны ПМС 72



Еще немного фото.







Ну и в завершении рассказа фотография вагона из ПМС 79 Путевая машинная станция №79 «Жмеринская» (ПМС-79) — советское и украинское государственное предприятие, путевая машинная станция Юго-Западной железной дороги, расположенная в городе Жмеринка Винницкой области. Производственная база станции размещается на станции Жмеринка-Подольская.



Прошло много лет, как то будучи в гостях у мэтра отечественного моделизма, замечательного художника и удивительного человека И.И. Прохорова я увидел на его домашнем макете вот эту миниатюру



А что это спросил я у Игоря Ивановича ? Откуда белье на веревках и люди ?

Ах, да это же я вагончики убрал, вот они на полке... Это же вагоны ПМС 38 - Сызранской.



И я сразу вспомнил детство , вагоны под насыпью МОЖД и их неунывающих жителей... А еще я выделил место на своем домашнем макете и поставлю там несколько вагонов ПМС, будут конечно и бытовые миниатюры.

Вот такая история у меня сегодня написалась , не судите строго...

А я продолжу работу с архивом и свои исследования в области истории Путевых Машинных Станций...

Tags: История железных дорог, ПМС 38, ПМС 72, ПМС 79, Путевые машинные станции, история СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matsam март 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments