matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:
  • Location:

Мужские игрушки... Человек-легенда.

Мои железнодорожные путешествия и приключения складываются по разному...

Год назад, например, я был во Владивостоке, обычная деловая поездка... Но один из местных любителей и моделистов, ну по крайней мере именно так он представлялся в сети, обещал показать мне макет, сделанный им из ГДРовского материала и коллекцию. Я уже анонсировал репортаж из Приморья, но увы, все это оказалось банальным обманом и бахвальством. Реально ничего не было, да и быть не могло. Только потерял время. Ну рассказ об этом многие из вас читали.

А бывают и удачи. Познакомился я в сети с замечательным человеком из Харькова Андреем Прохоровым - заведующим Музеем истории и железнодорожной техники ЮЖД.

Потихоньку переписывались, и он зная о моем увлечении и прочитав мои материалы о Больших Мастерах нашего отечественного железнодорожного моделизма, рассказал мне о Борисе Сергеевиче Фёдорове, о его удивительных моделях, коллекции и макете.



Сейжас РЖД ТВ и лично Алексей Борисович Вульфов готовят цикл передач об истории железнодорожного моделизма в СССР и в России, я уверен, Борис Сергеевич, стоит в одном ряду с такими Великими мастерами, как Игорь Иванович Прохоров, Евгений Леонидович Шкляренко, Николай Николаевич Гундоров, Карел Иосифович Прохазка... Список конечно можно продолжать. И о нем мы обязательно расскажем.

Впервые я узнал о Мастере из Харькова из книги "Модели железных дорог", изданной в СССР в 1989 году, это было второе издание. Вот такая фотография была там размещена.



Но я конечно мало знал о творчестве Бориса Сергеевича, а уж о масштабе его увлечения и не подозревал. и вот пару дней назад мне приходит материал от Андрея Прохорова. И еще фотографии и материалы на сайте посвященные Б.С.Федорову.


Публикую, что называется, без купюр.

Борис Сергеевич Федоров по происхождению – из коренных харьковчан. Его предки из дворянской или мещанской семьи среднего достатка, поэтому в советское время в семье не поощрялись широкие разговоры о прошлом.

В августе 1943 года, пережив тяжелое время немецкой оккупации в Харькове и достигнув призывного возраста, Борис вступил в ряды Красной Армии. Младший сержант Федоров успел повоевать на 3-м Прибалтийском, 2-м Белорусском и Забайкальском фронтах, получил от командования три благодарности за отвагу, мужество и мастерство, медали за победу над Германией и над Японией.

Демобилизовавшись в 1950-м году с военной профессией подрывника заочно учился в Харьковском инженерно-строительном институте, но высшее образование не окончил.

Свою рабочую судьбу Б.С.Федоров связал с харьковским водотрестом (ПО «Харьковкоммунпромвод»), где работал с 1960-х годов инженером абонентного отдела, где неоднократно имел почетные грамоты и поощрения.

Около 15 лет руководил судомодельной секцией областной станции Юных техников.

Проживая недалеко от железной дороги в детстве он часто упрашивал бабушку сходить посмотреть на поезда. С трепетом рассказывает он в единственном сохранившемся на видео интервью о «магии» живого паровоза, которое и стало, видимо, главным побудительным мотивом к оригинальному хобби. Увлекся моделированием в школьные годы (в довоенном Харькове был огромный и первый в СССР Дворец пионеров с модельными кружками).

Серьезное увлечение железнодорожным моделизмом началось у Б.С. Федорова в 1960-х гг. Тогда железнодорожное моделирование в СССР только начиналось. Не удовлетворяясь моделями заводского производства он перешел к самостоятельному изготовлению.



Здесь помогали и железнодорожные связи, которые легко образовывались, как только новые знакомые видели масштабы развернутой работы. А нужны были и разнообразные чертежи и фотографии подвижного состава прошлых лет. Со временем у Федорова образовалась большая библиотека книг посвященных, как зарубежному, так и отечественному подвижному составу, а также зарубежных изданий посвященных железнодорожному моделизму (отечественные запоздали на несколько десятков лет и появились только в 1980-х гг.). Многие из книг он привез самолично из туристических поездок в ГДР, ПНР, ЧССР, Австрию и Швецию. Оттуда же привозил и модели, железнодорожные аксессуары.



Творческий аппетит рос и вскоре Борису Сергеевичу захотелось создать коллекцию включающую локомотивы от первых до последних и, как зарубежных, так и отечественных локомотивов. Над этим он трудился более 30 лет. Около 10 лет создавался и совершенствовался действующий железнодорожный макет (второй из созданных моделистом).



В результате, к началу 1990-х гг. его коллекция составила больше сотни единиц. Частыми гостями в квартире Бориса Сергеевича были более юные коллеги по железнодорожному моделизму и юные железнодорожники с Малой Южной.

Кроме того, Федоров на высоком уровне создавал копии известных живописных полотен, для чего даже выезжал в Москву и посещал Третьяковскую галлерею. Самостоятельно разработал и собрал малолитражный автомобиль в середине 1970-х гг. К сожалению, в начале 1980-х на нем же попал в аварию, что нанесло значительный ущерб его здоровью. Умер выдающийся харьковчанин 1 мая 1994 года. Однако, в архиве музея ЮЖД есть записанное незадолго до его ухода интервью, поэтому возможность увидеть и услышать этого скромного и увлеченного человека осталась.

После знакомства наследников моделиста с заведующим музеем истории ЮЖД Прохоровым А.Н. начался процесс подготовки передачи материалов имеющих музейное значение в коллекцию музея. После нескольких визитов руководства ЮЖД главным инженером Южной железной дороги Уманцем Николаем Григорьевичем было принято однозначное решение о приеме коллекции и макета в состав музейной коллекции. В осуществлении этого он принял личное и решающее участие, осуществив взаимовыгодный для наследников Б.С.Федорова и безвозмездный для музея ЮЖД процесс передачи коллекции и макета. Однако, передача макета (размерами 4,5 х 1,45 м) представляла собой значительную проблему. Поскольку демонтажу он не поддавался, оставался только один возможный вариант его «эвакуации» из квартиры-сталинки в районе Госпрома – через окно с последующим спуском с третьего этажа. Для этого специалистами Харьковского строительного монтажно-эксплуатационного управления ЮЖД была изготовлена жесткая металлическая рама и после вынесения рамы окна макет был зафиксирован и спущен вниз высотным краном.



Затем произведена его перевозка и аккуратная «переноска» в новое здание музея, где тогда еще заканчивались отделочные строительные и архитектурно-художественные работы над новой экспозицией. К сожалению, запечатлеть на фото процесс переезда макета не удалось. Коллекция моделей переехала значительно проще.



Восстановлением работы макета занимались, как водится у нас, волонтеры: Сергей Попов и Евгений Козлов (материалы Сергея, который следил и участвовал в названном процессе находятся здесь:

http://justindn.com/blog/tag/b_s_fedorov_layout/ )

Художественные характеристики также пришлось немного обновить с помощью двух профессиональных художников, но менять рельсы на новые заводские не пришлось.





Можно позавидовать Б.С. Федорову и с выбором спутницы жизни, которая не взревновала к такому затратному и масштабному во многих смыслах хобби. Благодаря Евгении Петровне уникальная коллекция не была распродана по частям и после смерти моделиста, но обрела свое благородное общественное предназначение, лучше которого вряд ли можно придумать.



Теперь тысячи ребятишек с восторгом наблюдают прохождение локомотивов по замысловатым просторам действующего макета. Если все пути на макете выровнять их общая длинна составит более 35 метров. В управлении участвуют 22 электрические и 8 ручных стрелок. Многочисленные тонели и 5 мостов различных конструкций, пассажирская станция, сортировочный узел, ремонтное депо с поворотным кругом, угольная эстакада и гидроколонки. Половина путей выполнены Б.С.Федоровым вручную, а меньшая – старое заводское PIKO. Демонстрируемая коллекция моделей Б.С.Федорова включает: 8 единиц паровозов отечественного производства, 10 американского, европейского 9, тепловозы – 6, электровозы – 6, железнодорожные краны – 4, путевая ремонтная машина 1 шт, трамвайний вагон г.Дрезден, снегоочиститель Лесли, 6 моделей в оригинальном масштабе [1:75].







В целом – более 70 единиц.

А это фотографии замечательного макета Великого Мастера.









Огромное спасибо харьковским любителям и железнодорожным моделистам за такое потрясающее отношение к наследию Мастера, лично Сергею Попову за огромную работу. Ну и конечно самые теплые пожелания и спасибо Андрею Прохорову за помощь в публикации. Привет вам от московских мэтров, членов клуба ЦДКЖ , куда наведывался Борис Сергеевич, что бы пообщаться с коллегами по увлечению и благодарность, за то , что храните память об их товарище и замечательном человеке.

Tags: Борис Сергеевич Фёдоров, Модели железных дорог, Мэтры, история железных дорог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Украинская история

    Это история нашего коллеги по увлечению Игоря Шиповалова. Я опубликую её без купюр, так как её рассказал сам автор. С фотографиями и его текстами из…

  • Дипломатический фронт или Лавров в Бурунди

    Пока Вагнер сражался в соцсетях и СМИ с Ахматом и Минобороны РФ, пока ВС РФ отчаянно обороняли Белгородскую область и Шебекино от полноценного…

  • Железнодорожное

    Киев. Вокзал.Очень сильное фото.

  • Боевики

    Украина использовала саранчу для уничтожения посевов в ЛНР и других регионах России, доказательства найдены на освобожденной территории у Станицы…

  • Россия управляется богом

    Владимир Путин заявил, что Россия управляется богом. «Россия напрямую управляется Богом, а если это не так, то непонятно, как она вообще…

  • Нокаут

    Массированная комбинированная атака на Киев: взрывы и пожары ▪️Украинскую столицу одновременно атаковали дроны-камикадзе и и крылатые ракеты.…

  • В Сталинграде

    Всем же понятно, что это абсолютно террористическая атака - Дмитрий Медведев об обстрелах Белгородской области ВСУ. Дмитрий Медведев призвал…

  • Беженцы

    Что происходит в Шебекино. Появились первые беженцы, их размещают в Белгороде. Первая обратная связь появилась от журналистов, которые прибыли в…

  • Искандеры в Киеве

    Ночью Империя нанесла ответный удар по Киеву. Были использованы ракетные комплексы Искандер. Есть погибшие. «Была тревога, люди бежали в укрытие.…

promo matsam март 16, 2013 15:26 39
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments