?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно на форуме фалеристов я увидел вот этот альбом выпускников Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта 1950 года.



Такие альбомы были хорошей традицией и памятью о годах учёбы в институте. На обложке фамилия и инициалы хозяина - инженер Кованев Б.В. Послевоенный выпуск, все выпускники в форме МПС, преподаватели тоже. Многие с боевыми наградами. Очень заинтересовал меня этот альбом , и я приобрел его себе в коллекцию. В пятницу забрал на почте, а вчера начал изучение.



И вдруг, что то неуловимо знакомое. Среди фотографий преподавателей и студентов





Герой Социалистического Труда Н.А.Лунин - легендарный довоенный машинист и ударник тыла Великой Отечественной. Вот это да, я никогда не слышал, что бы он работал или преподавал в ХИИЖТе им С.М. Кирова. Но оказалось все намного интереснее... Но всё по порядку. Отличный повод рассказать о легендарном человеке.



Николай Александрович Лунин родился в 1915 году в городе Ряжске Рязанской губернии. С родителями переехал в Новосибирск. В 1932 г. окончил школу ФЗУ им. С.А. Шварца (на базе локомотивного и вагонного депо ст. Новосибирск Томской железной дороги) для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих. После чего работал слесарем, затем помощником машиниста. В 1935 г., после обучения на курсах машинистов (ст. Тайга), встал во главе молодёжной паровозной бригады. Бригада была на хорошем счету у руководства дороги, в 1936 г. получила новый паровоз серии ФД "Феликс Дзержинский" № 20–1242, работая на котором, совершенствовала своё мастерство.

В январе 1940 г. Н.А. Лунин и его бригада предложили коллегам новый метод эксплуатации паровозов - проведение текущего ремонта силами самой паровозной бригады. Это позволяло резко увеличить межремонтный пробег и заметно сократить простои. 20 мая поставили перед руководством депо вопрос о переводе локомотива на хозрасчёт, отказались от помощи слесарей комплексной бригады, весь ремонт стали производить сами. К ноябрю 1940 г. лунинский паровоз был впервые поставлен на ремонт, совершив за время эксплуатации более 62 000 км пробега — вдвое выше планового. Областное партийное руководство одобрило новый метод работы, для его распространения бюро обкома ВКП(б) приняло 26 декабря 1940 г постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н.А.».

По некоторым источникам, первый лунинский паровоз позже, с началом войны, был приспособлен под бронепоезд и проявил себя героически. С одним из железнодорожных воинских подразделений он прибыл на Украину, на станцию Пятихатки. Как раз в то время станцию повадился обстреливать вражеский бронепоезд. Украинский машинист на лунинском паровозе выехал навстречу фашистам. Неподалеку от станции он, так и оставшийся безвестным, повторил подвиг летчика Гастелло: пустил паровоз навстречу броневику, таранным ударом сбросил вражеский состав под откос и погиб сам.

Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза. В Новосибирск за передовым опытом стали приезжать машинисты из разных мест: из Москвы, Закавказья, Поволжья, Урала. Для лучшего изучения и применения новации сибиряков создавались специальные школы.

В 1941 году приказом наркома путей сообщения от 28 января за № 40 за ценную инициативу — увеличение пробегов паровоза между обточками и промывками и доведение среднесуточного пробега паровоза до 520 километров — Н.А. Лунин был награжден знаком «Почетному железнодорожнику» и именными серебряными часами. Ему было присвоено звание машиниста 1-го класса и передан для эксплуатации юбилейный 3000-й паровоз «Феликс Дзержинский».



Сине-голубого красавца новосибирской бригаде железнодорожников передали на Ворошиловградском паровозостроительном заводе (ныне Луганский завод). В Интернете можно найти старую черно-белую запись, на которой Николай Лунин благодарит работников завода за доверие. «Обещаем работникам Ворошиловградского завода юбилейный трехтысячный паровоз, который мы от них получили, содержать в таком культурном состоянии, в каком получили его, и ремонтировать его будем своими силами!» — сказал Николай Александрович. 13 марта 1941 года голубой трехтысячник отправился в свой первый, еще мирный рейс.



С началом Великой Отечественной войны требования к работе предприятий, в том геле железнодорожного транспорта, значительно повысились. В декабре 1941 г., выполняя задания НКПС, Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн. Доставлял такие составы на Урал, позднее - и в Ленинград. Тем самым положил начало новому движению — сверхтяжёлых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения «О развитии лунинского движения нa железнодорожном транспорте в годы войны». Вскоре сверхтяжёлые составы шли по всем дорогам СССР, где это позволяло путевое хозяйство.

В апреле 1942 г. Н.А. Лунин стал лауреатом Сталинской премии и частями передал её в разные фонды: строительства подводной лодки «Новосибирский комсомолец», фонд детских домов и другие. 12 февраля 1943 г. обратился с письмом в ЦК ВКП(б) и Совнарком, сообщив в нём, что на личные сбережения покупает 1000 тонн кузбасского угля и сам готов доставить эшелон с ним жителям героического Сталинграда. Нарком путей сообщения Л. Каганович разрешил Лунину и его бригаде самим вести этот состав в Город-герой.



5 ноября 1943 г. Указом ПВС СССР Н.А. Лунину, «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Н. Лунин писал, вспоминая это время: «С кадрами было трудно, очень трудно. Не хватало машинистов, совсем плохо обстояло дело с помощниками машинистов и кочегарами. И тут возникла мысль, которую нельзя было не поддержать: каждая бригада (строенная) должна обслуживать еще один паровоз. Конечно, нагрузка на каждого человека увеличилась. Времени для отдыха почти не оставалось. Но что было делать — война! «Отдыхать после войны будем», — говорил за всех машинист Чирков. Раньше два паровоза обслуживали шесть бригад, а теперь — пять. Сократилось и количество слесарей. Раньше в комплексной бригаде Царенко было 20 слесарей, а уже в конце первого года войны осталось всего восемь. Сократить их позволили новые методы ухода за локомотивами, участие паровозных бригад в ремонте».

А ещё на фронтах великой Отечественной сражался бронепоезд "Лунинец" № 704 типа ОБ-3, построенный томскими железнодорожниками и прошедший славный боевой путь от Москвы до Силезии.




После войны Николай Александрович Лунин — начальник Смородинского отделения паровозного хозяйства Южной железной дороги, депутат Верховного Совета СССР.



В 1946 году выходит книга о легендарном машинисте





А здесь можно её прочитать

http://poisk.ngonb.ru/flip/zapadno-sibirskaya%20gd/02/%D0%B1_%D0%BD_%D0%95%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C.%20%D0%95.,%20%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0-1946/index.html#1/z

А уже в марте 1947 года прославленный машинист, в составе делегации депутатов Верховного Совета СССР, посетил Великобританию.



В Уэльсе, после дружеского визита к шахтёрам, кто-то обратился к нему со словами: «Сибирь далеко, и мы не знаем, какие Вы там тяжеловесные поезда водите. Вот если б своими глазами увидеть...» На что Лунин ответил: «Что ж, можно и посмотреть. Давайте я встану на вашем паровозе за правое крыло, а к крюку подцепите ещё один состав. Пусть поезд будет вдвое тяжелее обычного». На следующий день английские газеты сообщали: «Советский парламентарий, сибирский машинист Николай Лунин провёл самый тяжеловесный поезд в Англии. Машинист-феномен!». А, кроме того, добавляли, что имя Н. Лунина - это имя века.

А потом сразу же началась учеба в Харькове. В 1950 г. Лунин уже выпускник Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Так вот откуда фото в моём альбоме - он был студентом ! А потом Герой Труда был направлен на руководящую работу. Трудился начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского, Московско-Рижского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско- Рязанской дороги.

Николай Александрович Лунин скончался 3 октября 1968 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.



В числе его многочисленных наград — два ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почётный железнодорожник».

В Новосибирске установлены три мемориальные доски: на доме, где жил выдающийся новатор (ул. Салтыкова-Щедрина, I3), на зданиях цеха эксплуатации локомотивного депо и колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина. Одна из площадей города (на пересечении улиц Нарымская и Челюскинцев) названа «Площадью Лунинцев».



Весной 1985 г. ФД-3000 был установлен на постамент перед путепроводом через проспект Димитрова на ул. Ивачёва. Машина стала памятником истории регионального значения «Паровоз, который водил машинист-новатор Н.А. Лунин», на базе которого в 2005 г. был открыт Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945 годов.




На борту тендера паровоза начертано . «Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А. — Героя Социалистического Труда. Состав бригады: машинисты: Ласточкин И.Д.; Чирков Г.В., Пом. машиниста: Шепталин В.И.; Цибизов Н.Ф., Галагуш Д.А. Кочегары: Сливаков В.И., Гайворонский А.С. Алексеенко И.Д.».



В честь легендарного машиниста был назван электропоезд ЭР2-1255



Фирменный электропоезд ЭР2-1255 "Николай Лунин" в оборотных тупиках станции Лобня. Начало 80-х годов. Фото Валерия Шитова из блога моего хорошего товарища Виталия Семилетова. https://vita-life777.livejournal.com/

Вот такая история получилась после знакомства с альбомом выпускников ХИИЖТа 1950 года....







В посте использованы материалы
http://kraeved.ngonb.ru/node/4952
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9133

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 29
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
periskop
Jan. 28th, 2018 03:17 pm (UTC)
А вот интересно, памятную доску Лунину в депо Сумской обл. ещё не декоммунизировали? По идее, там запретные в укрии символы на звезде Героя Соцтруда.
matsam
Jan. 28th, 2018 04:02 pm (UTC)
Нет, а то и Патону придется бюст сносить, а это опасно для здоровья :)

periskop
Jan. 28th, 2018 04:06 pm (UTC)
ну вот ИС в депо Киев-Пасс. они же демоммунизировали - содрали звезду и боковинки тоже
matsam
Jan. 28th, 2018 04:19 pm (UTC)
Звезду закрасили поначалу, но сейчас вроде бы все вернулось на круги своя, это мечта моя заветная перегнать его в Подмосковное и на ход поставить. Он и так уже практически убитый, я его в 2005-06 годах сумел облазить, когда в Киеве работал. Предлагал руководству УЗ снять и отреставрировать его. Но там совсем другие интересы и желания, хотя масштаб по сравнению с нашими монстрами сельский. А наши красавцы столько сумели сделать, что глазам не верится, а то что себя не забыли, ничего страшного, хуже когда обо всём кроме себя забывают, а в Укрзализнице именно такая ситуация, если бы не энтузиасты, вообще бы всё пропало.
periskop
Jan. 28th, 2018 04:22 pm (UTC)
Звезду закрасили поначалу, но сейчас вроде бы все вернулось на круги своя
Это точно? Мои украинские читатели мониторят внимательно этот вопрос, присылали фото - все без звезды и с закрашенной боковиной и пока ещё ни разу не писали о том, что звезду восстановили. Есть ли свежие фото, по которым можно сказать про это уверенно?
matsam
Jan. 28th, 2018 04:39 pm (UTC)
Я попрошу своих ребят посмотреть и сфотографировать на этой неделе, я , честно говоря не очень верю, рассказам, что все нормально , последний раз у меня были фото с замазанной звездой. А сегодня поговорю с моим приятелем, он точно знает.
periskop
Jan. 28th, 2018 04:40 pm (UTC)
мне написали конфиденциально киевские читатели, что звезду сохранили на складе депо, в целости и сохранности
но она было не на паровозе
matsam
Jan. 28th, 2018 05:06 pm (UTC)
Я уже написал Владу Плахотнюку и попросил его рассказать вообще о состоянии памятника, но вот фото сделанное буквально десять дней назад на вокзале в Киеве во время ретропоездки. Это конечно не ИС, но звезды на месте, а вот гербов нет.









periskop
Jan. 28th, 2018 06:06 pm (UTC)
matsam
Jan. 28th, 2018 06:15 pm (UTC)
Я в личку в Фейсбуке написал :)
globbus
Feb. 3rd, 2018 11:32 pm (UTC)
В посте 2009 года про него, пропали фотографии :(
periskop
Feb. 4th, 2018 11:29 am (UTC)
увы
когда-нибудь восстановим
valeri677
Jan. 28th, 2018 03:20 pm (UTC)
Михаил, спасибо за рассказ!
matsam
Jan. 28th, 2018 04:03 pm (UTC)
Спасибо. мне очень приятна такая оценка :)
valeri677
Jan. 28th, 2018 07:22 pm (UTC)
Я не знаю, как для Вас, Михаил, для меня подобные вещи, и альбом, и история эта, как своеобразная ДНК страны,понятно какой. Хочется верить, что в условиях нынешней "вечной мерзлоты" хоть что-то сохранится ,благодаря таким людям, как Вы. Спасибо ещё раз.
matsam
Jan. 28th, 2018 07:52 pm (UTC)
У меня, к сожалению, много времени занимает основная работа. Но я скоро возьмусь за новый проект, буду рассказывать об обычных советских офицерах-железнодорожниках Великой Отечественной, у меня большая коллекция фотографий, и я постараюсь рассказать просто о людях и их судьбах.
globbus
Feb. 3rd, 2018 11:30 pm (UTC)
Отличная идея, жду публикаций!
globbus
Feb. 2nd, 2018 06:23 pm (UTC)
Поправка - в Британии - "за левое крыло".
Не известен ли Вам, часом, номер второго паровоза, который взяла бригада Лунина во время Войны (кроме 3000)?
matsam
Feb. 2nd, 2018 06:43 pm (UTC)
Увы нет,но работаю над этим,очень мало фактуры :(
globbus
Feb. 3rd, 2018 11:29 pm (UTC)
Встречал еще информацию, что первый лунинский ФД20-1242 в 1941 на Украине пустили в лоб немецкому поезду.
matsam
Feb. 5th, 2018 01:02 pm (UTC)
Проверил, он работал в ТЧЭ-4 Новосибирск и потом судя по всему был списан. А история с тараном была в журнале Техника Молодёжи в 1974 году В июньском номере журнала речь шла о паровозах серии ФД. Цитата, стр. 46: «В тяжелую годину Великой Отечественной войны на одну из крупных железнодорожных станций Донбасса прорвался вражеский бронепоезд, сея смерть и разрушение. Старый машинист (имя его, к сожалению, не удалось установить) быстро поднялся в стоявший под парами на запасных путях паровоз ФД20 – именно тот, который осваивал Лунин, – и помчался навстречу фашистскому бронепоезду. Советский машинист совершил беспримерный в истории вождения паровозов подвиг – встречным тараном он сбросил вражеский состав под откос и погиб сам». Думаю, что это всё таки легенда, но надо проверить.
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala