matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Трагедия под замком Фридлант . Последний рейс 354.109 "Všudybylka".

Недавно я увидел вот эту фотографию. Чешский паровоз серии 354.1 стоящий в воде и резвящиеся вокруг детишки.



Как попал в воду один из самых массовых чешских паровозов, почему долгое время его не убирали, было непонятно. И я начал расследование, и вот что удалось выяснить. Но всё по порядку.

Танк-паровоз Чешских, а потом Чехословацких железных дорог серии 354.1 получил смешное прозвище "Všudybylka". Эти машины первой половины ХХ века сначала производились на австрийских, а потом на чешских заводах.



Как это переводится на русский ? Гугл перевёл "Вездекрупинки" , и выдал, что это название чешского супа, ну или поливки по чешски :) Вот такого наваристого с фасолью, крупой, квашеной капустой и домашней колбасой... Надо же, я столько лет прожил в Чехии, а про такой суп не знал...



Но мой самый близкий друг, кстати сын легендарного чехословацкого железнодорожника объяснил , что в случае паровоза, да и вообще это переводится, как везде была или " Вездебылка" - очень смешное название. А про такой суп они слыхом не слыхивали :) А вот сказка про такую мышку есть :).



4 июля 1958 года именно этот паровоз 354 109 вел пассажирский поезд из Либереца во Фридлант. Расстояние между городами около тридцати километров, сегодня на этом маршруте, популярном, благодаря историческому замку во Фридланте, курсируют автобусы и вот такие поезда.



А в тот злополучный день поезд выглядел наверное вот так



Паровозная бригада, машинист и помощник, который был еще и кочегаром. Несложный маршрут, последний для бригады в этот день. Машинист захватил с собой сына, на следующий день начинался долгожданный отпуск... Состав отправился в путь по живописной Богемии. Остановка почти каждые три километра, состав из почтово-багажного вагона, пассажирского и нескольких товарных вагонов не спеша постукивал на стыках. Максимальная скорость "Všudybylka" 90км/ч.

Было только одно "но" , но какое... Летом 1958 года в Чехословакии было сильное наводнение, подтопило города, мелководные летом горные речушки превратились в бурные потоки. Вот как это выглядело.



Машинист был предупрежден о неважном состояние железнодорожного полотна и особом режиме движения поезда, но тем не менее случилось непоправимое. Когда состав уже приближался к конечной станции и был у подножья легендарного замка на эстакаде, паровоз сошел с рельс и перевернувшись рухнул в полноводную и бурлящую речку Smědé. Котел паровоза сразу треснул и все три человека находившиеся в будке погибли, ошпаренные паром. К счастью при падении паровоза произошло расцепление с составом, и вагоны остались на насыпи, поэтому удалось избежать большего количества жертв. Вот фотографии сделанные сразу после катастрофы.





Прибывшие спасатели обнаружили паровоз стоящий посередине бурной речки, при извлечении тел погиб еще один человек, число жертв достигло четырёх. А паровоз так и остался стоять посередине реки. Было решено ждать ее обмеления, что бы эвакуировать машину.





Никаких сообщений об этой катастрофе в прессе ЧССР не было, но остались любительские фотографии , паровоз провел в воде три месяца до извлечения и утилизации. Именно с таких фотографий с детишками я и начал эту историю.





А паровоз "Všudybylka" под номером 195 , точно такой же злополучный 109, до сих пор водит туристические и ретропоезда в Чехии





Любят эту машину и чешские моделисты





В этом году будет шестьдесят лет этому трагическому инциденту на Чешских железных дорогах. Если когда нибудь попадете в замок Фридлант, то вокруг него есть прогулочная тропа и по ней можно дойти до места катастрофы, оно отмечено небольшим памятным знаком. Вот такая история написалась сегодня зимним подмосковным утром.







P.S. Уже после написания статьи, мне долго не давало покоя это слово Všudybylka, ведь я неплохо владею чешским, и вдруг меня осенило - ну конечно "Вездесущий", как еще можно назвать паровоз,вот я растяпа, тут еще Гугль сбил с толку.... А чуть позже мне позвонил мой чешский коллега по увлечению, автор многих замечательных историй о железных дорогах , прекрасно владеющий русским и и мы с ним обсудили это слово Všudybylka и пришли к выводу, что для названия локомотива самый подходящий перевод конечно "Вездесущий", вот такое филологический финал этой трагической истории.

Tags: Všudybylka, Железная дорога, Чехия, Чехословакия, аварии, катастрофы, паровозы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Деревенское...

    Один дома или пока жена у тёщи :)))))

  • Судьба Президента. Сын юриста.

    Владимир Вольфович Жириновский проделал длинный путь в своих нетрадиционных отношениях с Беларусью. От непризнания выборов и призывов к Александру…

  • Коронавирус . А как там у соседей.

    Вчера мои украинские друзья пишут мне, что у них полный капец с коронавирусом, какое то фантастическое количество заболевших, а скорые и больницы не…

  • Доброе утро ! Сказка в Британской Колумбии...

    Доброе утро! Сегодня поговорим о Беларуси, коротко в контексте цитаты одного политика, поговорим о географии и компетенции, о расследовании истории…

  • Судьба Президента. Митинг.

    Провластный митинг в Минске, который должен был состояться 25 октября в Минске отменён. Премьер-министр Роман Головченко рассказал о причинах…

  • Выступление Президента.

    Прочитал и посмотрел выступление Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай». И само выступление и послесловие о товарище…

  • Интервью Президента.

    Владимир Зеленский дал вчера интервью ведущим украинским телеканалам. Я посмотрел его внимательно. Рекомендую и вам. Давайте тезисно расскажу о…

  • Доброе утро ! Пребодобный Уилберт Одри (Reverend Wilbert Awdry) папа паровозика Томаса.

    Доброе утро ! Сегодня обсудим два "выступления" первое Владимира Путина на заседании клуба "Валдай", а второе Владимира Зеленского, который дал…

  • У голубого экрана... Hour of Lead.

    Посмотрел шикарный триллер "Час истины". И сам фильм отлично смотрится, и актеры прекрасные, а концовка вообще чумовая. В общем рекомендую…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments