?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Машинист Сталина.

История из одной фотографии...

Вот такую фотографию прислал в наше сообщество Eal Ael https://vk.com/id386764869

Железнодорожники Азербайджана, начало 50-х г.г.



Началась дискуссия, выяснили, что групповое фото железнодорожников сделано на фоне паровозов Лп (слева) и Су. Обсудили парадную форму железнодорожников и не уставную юбку на женщине. А потом присмотревшись, я заметил награду на груди железнодорожника



Вот это да, Герой Социалистического Труда, а под Золотой Звездой еще и депутатский значок. И я начал поиск. 494 железнодорожникам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Из них пятерым железнодорожникам из Азербайджана, это Закавказская железная дорога в те времена. Но на конец пятидесятых в Азербайджанской ССР был только один железнодорожник Герой Соцтруда легендарный Фирудин Гули оглы Агаев (19 февраля 1898, Елизаветпольская губерния — 19 февраля 1958, Баку) — машинист паровоза локомотивного депо Баку Закавказской железной дороги. Звание Героя ему было присвоено в 1943 году.

Именно он на нашем фото. А какая биография у Героя-машиниста.

Фирудин Гули оглы Агаев родился 19 февраля 1898 года в крестьянской семье в селе Алдере Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии (в советское время Мегринского района Армянской ССР, ныне Сюникской области Армении). После смерти отца переехал в Баку и начал работать на одном из нефтепромыслов сначала чанщиком, а затем учеником слесаря.

В 1918 году поступил на работу в Бакинское депо. Вскоре он стал работать помощником машиниста. В 22 года научился читать и писать. В 1924 году вступил в коммунистическую партию. Окончив курсы машинистов в Тифлисе, получил права управления паровозом и стал работать машинистом. К 1927 году машинист Фирудин Агаев предотвратил более 30 аварий и крушений. В 1929 году Фирудину Агаеву доверили водить по горным дорогам пассажирские поезда. Фирудин Агаев был инициатором движения по уходу за локомотивом силами паровозной бригады. В 1934 году за успехи по содержанию паровоза Фирудин Агаев был награждён знаком «Ударнику Сталинского призыва», а в августе 1942 года орденом Ленина.

К началу войны Ф. Агаев начал водить новые мощные быстроходные паровозы с перегревом пара. Работая с напарником машинистом Ведерниковым, в октябре 1943 года Ф. Агаев разработал специальный график ремонта паровозов, в котором было учтено все до мелочей. Этот график позволял обходиться без помощи комплексных бригад. Свой богатый практический опыт Ф. Агаев с чувством большой ответственности передавал машинистам депо Баку. Во время войны составы, обслуживаемые Ф. Агаевым, на участке от Баку до Гудермеса, часто подвергались бомбёжке и обстрелам. Умело маневрируя, машинист спас многие воинские и наливные составы. Ф. Агаев сделал многое для обеспечения своевременной доставки грузов для нужд фронта. Ф. Агаев стал инициатором вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. Только За первые шесть месяцев войны Ф. Агаев сберёг более сорока тонн горючего и провёл десятки тяжеловесных поездов с рекордным по тем временам весом в 4000 тонн.

Имя Ф. Агаева стоит в одном ряду с именами прославленных машинистов Н.А. Лунина и П.Ф. Кривоноса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Агаеву Фридуну Гули оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».



После войны продолжал работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Последние годы до выхода на пенсию трудился в локомотивном депо Баку, старшим машинистом.

Но самое , как мне кажется, интересное в биографии Машиниста это то, что он вез поезд И.В.Сталина на Тегеранскую конференцию.Знаменитый Литерный № 501.

Вечером 22 ноября 1943 года Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов отбыли специальным поездом из Москвы в Баку. Литерный поезд № 501 шел по маршруту Москва — Сталинград — Баку. Сталин располагался в отдельном бронированном вагоне, весившем более 80 тонн.



В отдельном вагоне ехал и Берия, ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба. По пути следования не обошлось без «приключений». На одном из участков пути поезд чуть было не попал под налет германских бомбардировщиков. Были и технические неполадки. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов…». Поездная бригада еле-еле укладывалась в график. 26 ноября литерный поезд № 501 прибыл на станцию Килязи, что в 85 километрах от Баку.

Подробности: https://regnum.ru/news/2210357.html

Существует множество легенд о полёте Председателя Совнаркома СССР в Тегеран, но сейчас можно с уверенностью сказать, что Сталин прибыл в столицу Ирана на поезде, думаю, было несколько локомотивных бригад , работавших на локомотивах литерного поезда и одну из них и возглавлял наш Герой, причем как на пути туда, так и обратно. Высокое звание ему было присвоено буквально за несколько дней до поездки, 5 ноября 1943 года. Золотая Звезда № 118.

На так называемом Персидском коридоре ,



через который в СССР шла помощь от союзников и иранская нефть работали машины иранских железных дорог, в основном немецкие, локомотивные бригады были английские и американские,



и множество американских локомотивов и паровых и дизельных, включая так любимые у нас Ша.





Но я уверен, никогда бы им не доверили вести литерный Вождя.

Родина отметила заслуги Машиниста тремя Орденами Ленина, Орденом Красной Звезды и многочисленными медалями. Он был одним из первых, награжденным знаком "Ударнику Сталинского призыва" в год учреждения этого звания.

В Баку его именем была названа улица (в 2011 году переименована на имя Бахтияра Вахабзаде). На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. На Азербайджанской железной дороге учреждена премия имени Фирудина Агаева.

Но что удивительно , я не нашел никаких данных о присвоении Фирудину Гули звания "Почётный железнодорожник", высшей ведомственной награды НКПС, а в последствии МПС СССР. Даже не верится...

Recent Posts from This Journal

  • Вечернее...

    Вышли с Боевым Йорком погулять. Холодно, Рик скандалил, лаял на весь поселок, заводил соседских псов и ужасно раздражал наших кошек. В итоге получил…

  • Заговорщики...

    Ну я вчера конечно был поражен, просто операция " Валькирия" какая то , а главное все поверили и всерьёз начали обсуждать тему... Посмотрел на…

  • Доброе утро!

    Доброе утро! Отличного понедельника и прекрасного настроения.

  • И о прекрасном...

    Art by ALASTAIR MAGNALDO!

  • С Победой !!!

    Ну вот !!! Ура!!! Ура !!! Ура !!! Ну вот просто красавцы, ну так порадовать!!! Ещё и мясные в Уфе отличились...

  • Вечернее...

    Всё , ушёл делом заниматься...

  • Новости Наркомата Космоса...

    Нарком космической промышленности СССР Глава Роскосмоса России Дмитрий Рогозин сделал потрясающее заявление. В состав космических экипажей на…

  • БЖРК в 1945 ?

    Прислали вот такие фото, попытался найти их в лучшем разрешении не нашел... Ну будет время поищу. Но судя по всему это немецкий БЖРК Локомотив…

  • Доброе утро! Отличного дня и прекрасного настроения.

promo matsam march 16, 2013 15:26 34
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
periskop
Jun. 9th, 2018 08:25 am (UTC)
Существует множество легенд о полёте Председателя Совнаркома СССР в Тегеран, но сейчас можно с уверенностью сказать, что Сталин прибыл в столицу Ирана на поезде, думаю, было несколько локомотивных бригад
Это не легенда, факт полёта из Баку зафиксирован у разных, независимых друг от друга мемуаристов.
Что касается езды в Иран поездом, это было невозможно с такой массой вагонов, какие были в литерном: по осевой нагрузке состав бы не прошёл, да и ехал бы дольше на сутки как минимум. Риска гораздо больше, и множество опасных участков, начиная с трассы вдоль Аракса и южнее. Плюс, конечно же, смена колеи в Джульфе и крайне неоптимальный путь через Тебриз.

Edited at 2018-06-09 08:28 am (UTC)
periskop
Jun. 9th, 2018 08:57 am (UTC)
Вот отрывок из мемуаров А.Е. Голованова, к примеру:
(есть на Милитере.ру)

[...] В назначенный день мы вылетели «на проверку» на трассы ГВФ, а якобы «для внезапности» своего прилета не сказали, в какое управление летим. Штабу сказал, что о месте нахождения сообщу сам. Взяли курс на Пензу, потом изменили его на Воронеж и Сталинград. На другой день прибыли в Баку, где я стал дожидаться сообщения о прибытии поезда из Москвы.

Если память не изменяет, было четыре часа утра, когда мне позвонил Сергей Круглов{103}, начальник оперативного управления НКВД, и сообщил, что в пять часов я должен быть на вокзале. Не успел поезд еще остановиться, как я услышал свою фамилию и направился к вагону, откуда меня позвали. Прошел в салон, где кроме Сталина были Ворошилов, Молотов и Берия. Поздоровавшись, Сталин спросил, все ли в порядке. Ответив утвердительно, я доложил, что погода, как говорится, по заказу. Кругом тихо, на всем маршруте безоблачно, болтанка отсутствует. Не часто можно дождаться такой метеорологической обстановки.

Выслушав меня, Сталин сказал, что имеется в запасе день. В Тегеране нужно быть завтра, и поэтому он предлагает мне слетать туда и вечером вернуться обратно, а завтра вместе полетим в Тегеран. Так как это не было прямым приказанием, я возразил и доложил, что такой редкостной погоды больше не дождешься и нужно вылетать, чем скорее, тем лучше. Зачем подвергать себя возможным болтанкам или неустойчивой погоде, когда можно сегодня всего этого избежать? Наступила пауза. Сталин размышлял. [355]

— Вы настаиваете на скорейшем вылете? — спросил он.
— Да, товарищ Сталин, настаиваю.
— Вы знаете, что вы, а никто иной, несете личную ответственность за этот полет?
— Да, товарищ Сталин, знаю, и именно поэтому настаиваю на скорейшем вылете.
— Ну, что же, — немного помедлив, сказал Сталин, — раз вы отвечаете за полет и настаиваете на нем, придется подчиниться.
Решение было принято, и некоторое время спустя все отправились на аэродром, где уже ждали самолеты.

Причём его свидетельства "бьются" со сроками попадания Сталина в Тегеран и началом первого заседания конференции.
Никаким поездом так быстро не доехать - тем более и маршрут очень извилистый и неоптимальный, со сменой колеи.
matsam
Jun. 9th, 2018 10:20 am (UTC)
Есть много версий, но пока точно известно, что Сталин улетел из Тегерана, и много очевидцев прибытия литерного. Вообще история загадочная практически нет никакой фото-кинохроники с нашей стороны. Вот воспоминания Валентина Бережкова, которыми зачитывалась чуть ли не вся страна: «В Москве уже все было готово к отъезду в Тегеран на конференцию трех держав. Возглавляли делегацию Сталин, Молотов, Ворошилов (позже, в Тегеране, к ним подключился Берия). Они в бронированном поезде ехали через Баку в Иран, я же, по условиям, должен был лететь на самолете». По этой версии, Берия следовал в Тегеран своим особым маршрутом и присоединился к советской делегации только в Иране.


periskop
Jun. 9th, 2018 10:32 am (UTC)
Я в 2008-2010 гг. старался разбираться с этим вопросом. Версия о том, что Сталин ехал поездом через Иран, растёт только из одного места - воспоминаний В.Бережкова, переводчика. Всё. Но сам Бережков с ним не ехал, отбытия и прибытия его в Тегеран лично не видел, и оперирует косвенными данными, т.е. домысливанием.
А простой расчёт времени и маршрута следования быстро показывает, что это нереально. Сам посмотри и маршрут и логистику. Нереалистично, особенно с учетом веса вагонов в литерном, и состояния трассы. Да и не рискнули бы переставлять тележки 6-осным бронированным полонсо, которые по 83 т весом. А в местные вагоны Сталина с делегацией бы не посадили - слишком хлипкие.

А вот авиа-версия подтверждается примерно 7-8 мемуаристами, причём 2-3 из них - те, которым можно доверять, как серьезному источнику (напр., маршалу авиации А.Е. Голованову).

matsam
Jun. 9th, 2018 10:39 am (UTC)
Согласен, кстати первая железная дорога в Иране была построена Россией в 1915 году и имела ширину колеи 1524 мм. И подарена Ирану Советским правительством в 1921 году. Это дорога Джульфа - Тебриз 146 км. Она кстати единственная электрифицированная.
periskop
Jun. 9th, 2018 10:44 am (UTC)
н.я.з., её иранцы довольно быстро перешили после нашей Гражданской - с помощью англичан
когда конкретно - не уточнял, но к 1940 году она была уже 100% перешита
matsam
Jun. 9th, 2018 10:58 am (UTC)
Это да, но все равно еще в пятидесятых годах оставалось 200 км дорог широкой колеи.
periskop
Jun. 9th, 2018 11:01 am (UTC)
Вообще история загадочная практически нет никакой фото-кинохроники с нашей стороны.
Это как раз не загадка - ни одно прибытие Сталина на все три конференции союзных держав не задокументировано (Тегеран, Ялта, Потсдам). Режим секретности и нелюбовь вождя к протокольным сьемкам вне интерьеров помещений.
Михаил Мирошников
Jun. 9th, 2018 12:37 pm (UTC)
Наш паровоз в Иране - http://www.etoretro.ru/pic103764.htm?y1=1924&y2=1981&sort_field=image_date&sort=DESC&no_category=1&position=323
matsam
Jun. 9th, 2018 02:07 pm (UTC)
Вот так бывает написал о фото и Герое Труда, а получилась дискуссия о железных дорогах Ирана , поездке Вождя на Тегеранскую конференцию с участием замечательного Сергея. Но у меня есть отличные материалы по железным дорогам Ирана середины ХХ века, вот такие первоисточники...



( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala