matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:
  • Location:

Великий инженер. Франтишек Кршижик (František Křižík)

Всё как у меня это часто бывает началось с модели. Последняя выставка в Санкт - Петербурге и редкая и необычная для наших моделистов модель чешского электровоза E 465.001



И мне сразу захотелось написать об этом локомотиве, и его конструкторе,великом инженере, Франтишеке Кршижике , которого называют чешским Эдиссоном.



Франтишек Кршижик родился 8 июля 1847 года в городе Планице в бедной семье.

Вот в этом скромном доме, который сегодня является домом - музеем великого инженера.



Среднюю школу закончил в Праге. В 1866 году поступил в Пражский технический университет.

В 1878 году Франтишек Кршижик изобрёл устройство от столкновения железнодорожных вагонов. Его первые эксперименты в Пльзене привели к изобретению в 1881 году дуговой лампы, которая получила название «Пльзенская лампа».





Эта лампа сегодня хранится в Пльзенском музее.

А в 1884 году Франтишек Кршижик создал собственную компанию по строительству трамвайных линий, электростанций и электрооборудования.

Именно его компания построила первую в Австро-Венгрии и в Центральной Европе электрическую железную дорогу «Табор-Бехине». Казалось бы всего 24 километра, но каких !!!

Вот так создавалась эта дорога, путь, мосты, электростанция...











А это фото уже начала тридцатых годов. Независимая Чехословакия , доктор наук, инженер Франтишек Кршижик на повторном открытии реконструированной линии в окружении коллег и соратников.



Удивительно, но эта железная дорога , уже как памятник истории техники, работает и сегодня. Реконструирован легендарный мост



А по нему ходит оригинальный электровоз, созданный гением инженерной мысли.





Проводятся исторические поездки и реконструкции.





А этот локомотив спроектирован Франтишеком Кршижиком в 1905 году для Венской городской железной дороги. На фото он уже в ливрее CSD, после реконструкции, в 1927 году переименованный в Е 225 001.



Машина проработала на Главном вокзале Праги до 1962 года, потом после смены напряжения, трудилась до 1967 в депо Массарикова надражи, как источник напряжения для сварочных работ, сейчас она на ходу и является экспонатом Пражского технического музея.



И есть замечательная модель-игрушка от знаменитой чешской фирмы ETS



Австро-Венгерская Империя,высоко оценила заслуги Инженера , наградив его двумя орденами Франца Иосифа. Пражский трамвай и поющие фонтаны в Праге тоже созданы Франтишеком Кршижиком.





А потом была Первая Мировая и независимость Чехословакии. В начале двадцатых годов, правительство молодой республики приняло решение об электрификации Чехословацких железных дорог CSD и Франтишек Кршижик сыграл здесь огромную роль. именно по этой программе и были спроектированы и построены два локомотива серии Е 465.



(Фото: Archiv Arthur Meyer)

Машина имела привод Buchli (назван в честь его изобретателя Якоба Бухли,выдающегося швейцарского инженера и руководителя железных дорог). Этот привод был в последствие использован на таких легендарных электровозах, как Ae 8/14 11801 SBB



и Е 16 DRG (баварский ES 1)



Но именно на машине построенной фирмой Breitfeld, Daněk & Co, которая с 1927 года вошла в ЧКД Прага (Českomoravská-Kolben-Daněk) привод был впервые применен серийно. А вся электрическая часть была изготовлена на заводе Франтишека Кршижика (Českomoravské elektrotechnické závody Fr. Křížík SA) в Праге.

Машины проработали до 1962 года. Удивительно, но не сохранились ни сами машины, ни их части. нет даже более и менее приличных фотографий этих раритетов, я конечно пороюсь в архивах и тщательно посмотрю на бурзах, но надежд мало. Вот то что есть пока



И в таких ситуацих представление о машине дают модели. Вот такая в масштабе ТТ 1:120 чешская мелкосерийка.







Франтишек Кршижек - гордость Чешской Республики. Его именем названа станция пражского метрополитена



И новейший столичный трамвай





В честь Великого инженера, выпущены марки и монеты.





Памятник Франтишеку Кршижеку в Пльзене



мемориальная доска на доме в Праге



Фотографии конца тридцатых годов ХХ века. Инженеру уже девяносто , а он продолжает вести активный образ жизни, работа, встречи...





Франтишек Кршижек ушёл из жизни 22 января 1941 года в возрасте 93 лет. Долгая, насыщенная и интересная жизнь, и огромное творческое наследие.

Похоронен Великий Инженер на Вышеградском кладбище Праги, где покоятся выдающиеся люди Чешской Республики.



Вот такая история получилась из маленького локомотива на выставке в Санкт-Петербурге....

Tags: František Křižík, История железных дорог, Франтишек Кршижик, Чехия, модели железных дорог, электровозы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кто из вас без греха

    Кто из вас без греха, тот пусть первый бросит в меня камень. В. Путин. Читал сегодня ленту Фейсбука(Мета запрещена в РФ) и там…

  • Утреннее

    Утро. Четверг. 19 июня 2025 года. С вами самый дисциплинированный блог в ЖЖ — Эхо Мацы. Что у нас к этому часу. Безусловно главное событие…

  • Верю я

    Верю я Ночь пройдет Сгинет страх Верю я День придет Весь в лучах… Когда то Израиль и Иран были ближайшими союзниками, Иран признал Израиль де факто…

  • Охотник

    Дональд Трамп заявил, что вчера говорил с Владимиром Путиным. Российский лидер, по его словам, предлагал помощь в урегулировании ирано-израильского…

  • Последний ультиматум

    Дональд Трамп объявил «последний ультиматум» Ирану, остался только самый последний (вспомнился анекдот, если бы я знал, что это…

  • К бою готовы

    Иран ответил США и лично товарищу Дональду Трампу, что сдаваться не собирается, будет сражаться и как один умрет в борьбе за это... Верховный лидер…

  • Морская свинка Навального

    Те кто читает меня регулярно, знают моё отношение, как к самому Алексею Навальному, так и к его последователям. Я иногда даже чересчур резок на…

  • Измена Родине

    Вот такая новость облетела все либеральные паблики. https://theins.ru/news/282211? Возмущению нет предела.…

  • Официальная позиция

    Госдеп и Посольство США в Украине выразили официальную позицию США по поводу вчерашней ночной атаки на Киев. Госдеп: Мы осведомлены о нападении на…

promo matsam март 16, 2013 15:26 50
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments