?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всё как у меня это часто бывает началось с модели. Последняя выставка в Санкт - Петербурге и редкая и необычная для наших моделистов модель чешского электровоза E 465.001



И мне сразу захотелось написать об этом локомотиве, и его конструкторе,великом инженере, Франтишеке Кршижике , которого называют чешским Эдиссоном.



Франтишек Кршижик родился 8 июля 1847 года в городе Планице в бедной семье.

Вот в этом скромном доме, который сегодня является домом - музеем великого инженера.



Среднюю школу закончил в Праге. В 1866 году поступил в Пражский технический университет.

В 1878 году Франтишек Кршижик изобрёл устройство от столкновения железнодорожных вагонов. Его первые эксперименты в Пльзене привели к изобретению в 1881 году дуговой лампы, которая получила название «Пльзенская лампа».





Эта лампа сегодня хранится в Пльзенском музее.

А в 1884 году Франтишек Кршижик создал собственную компанию по строительству трамвайных линий, электростанций и электрооборудования.

Именно его компания построила первую в Австро-Венгрии и в Центральной Европе электрическую железную дорогу «Табор-Бехине». Казалось бы всего 24 километра, но каких !!!

Вот так создавалась эта дорога, путь, мосты, электростанция...











А это фото уже начала тридцатых годов. Независимая Чехословакия , доктор наук, инженер Франтишек Кршижик на повторном открытии реконструированной линии в окружении коллег и соратников.



Удивительно, но эта железная дорога , уже как памятник истории техники, работает и сегодня. Реконструирован легендарный мост



А по нему ходит оригинальный электровоз, созданный гением инженерной мысли.





Проводятся исторические поездки и реконструкции.





А этот локомотив спроектирован Франтишеком Кршижиком в 1905 году для Венской городской железной дороги. На фото он уже в ливрее CSD, после реконструкции, в 1927 году переименованный в Е 225 001.



Машина проработала на Главном вокзале Праги до 1962 года, потом после смены напряжения, трудилась до 1967 в депо Массарикова надражи, как источник напряжения для сварочных работ, сейчас она на ходу и является экспонатом Пражского технического музея.



И есть замечательная модель-игрушка от знаменитой чешской фирмы ETS



Австро-Венгерская Империя,высоко оценила заслуги Инженера , наградив его двумя орденами Франца Иосифа. Пражский трамвай и поющие фонтаны в Праге тоже созданы Франтишеком Кршижиком.





А потом была Первая Мировая и независимость Чехословакии. В начале двадцатых годов, правительство молодой республики приняло решение об электрификации Чехословацких железных дорог CSD и Франтишек Кршижик сыграл здесь огромную роль. именно по этой программе и были спроектированы и построены два локомотива серии Е 465.



(Фото: Archiv Arthur Meyer)

Машина имела привод Buchli (назван в честь его изобретателя Якоба Бухли,выдающегося швейцарского инженера и руководителя железных дорог). Этот привод был в последствие использован на таких легендарных электровозах, как Ae 8/14 11801 SBB



и Е 16 DRG (баварский ES 1)



Но именно на машине построенной фирмой Breitfeld, Daněk & Co, которая с 1927 года вошла в ЧКД Прага (Českomoravská-Kolben-Daněk) привод был впервые применен серийно. А вся электрическая часть была изготовлена на заводе Франтишека Кршижика (Českomoravské elektrotechnické závody Fr. Křížík SA) в Праге.

Машины проработали до 1962 года. Удивительно, но не сохранились ни сами машины, ни их части. нет даже более и менее приличных фотографий этих раритетов, я конечно пороюсь в архивах и тщательно посмотрю на бурзах, но надежд мало. Вот то что есть пока



И в таких ситуацих представление о машине дают модели. Вот такая в масштабе ТТ 1:120 чешская мелкосерийка.







Франтишек Кршижек - гордость Чешской Республики. Его именем названа станция пражского метрополитена



И новейший столичный трамвай





В честь Великого инженера, выпущены марки и монеты.





Памятник Франтишеку Кршижеку в Пльзене



мемориальная доска на доме в Праге



Фотографии конца тридцатых годов ХХ века. Инженеру уже девяносто , а он продолжает вести активный образ жизни, работа, встречи...





Франтишек Кршижек ушёл из жизни 22 января 1941 года в возрасте 93 лет. Долгая, насыщенная и интересная жизнь, и огромное творческое наследие.

Похоронен Великий Инженер на Вышеградском кладбище Праги, где покоятся выдающиеся люди Чешской Республики.



Вот такая история получилась из маленького локомотива на выставке в Санкт-Петербурге....

Recent Posts from This Journal

  • Железнодорожное... 40 лет назад.

    40 лет назад. Станция Минеральные воды. Единственная в СССР, где встретились сразу четыре Генсека. 20.09.1978 года.

  • Мужские игрушки

    Масштаб 1:90 . Мелкосерийное производство.

  • Доброе утро.

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Доброе утро!

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения!!!

  • Доброе утро !

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения.

  • После выборов...

    Ну вот теперь все ясно, кто виноват и что делать. Кстати коммунисты это заслужили по полной !

  • Вечернее...

    Понедельник день тяжелый. Работа , тюнинг дома, отчётность... Но могу, не смотря на хлопоты, заняться любимым делом 🙂

  • Актуальное...

    Ну выборы губернатора Приморья - это конечно фантастика. Представляю, что будет во втором туре во Владимирской области , где дороги лучше чем в…

  • Доброе утро !

    Доброе утро ! Отличного дня и прекрасного настроения.

promo matsam march 16, 2013 15:26 34
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala