Тепловоз ТЭ1-20-026, депо Москва - Сортировочная 1958 г.
Обсуждали в основном американское происхождение нашего локомотива, особенности его окраски и прочие тонкости не особо интересные для обычного человека... И вдруг в одном из комментариев проскользнуло : " Так это же младший брат утонувшего в Туркмении первого локомотива ТЭ1-20-001."
И так я узнал удивительную историю про локомотив и подвиг машинистов. В маленьком сообществе, всего сорок учасников, "Мары Туркмения" в Одноклассниках я обнаружил прекрасную статью о подвиге машинистов, поделюсь ей с вами, добавить просто нечего , да и не зачем...
Итак локомотив ТЭ1-20-001 построенный в 1947 году в Украинской ССР на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В.А. Малышева. Первенец советского послевоенного дизель-локомотивостроения.
Приписана машина была к Туркменским Железным дорогам, депо приписки Мары (бывшее ТЧ-9 САЗ).
Герои железнодорожники из г. Мары "24 марта 1964 г. На 219 км железнодорожной линии Мары-Кушка Чарджоуского отделения Среднеазиатской ж.д. -на перегоне Акса-Кала Тахта Базара из-за размыва пути потерпел крушение пассажирский поезд №202 с тяжелыми последствиями.В результате нарушений правил производства работ после больших ливневых дождей, вызвавших резкий подъем уровня воды реки Кушка, паводковыми водами были размыты защитные сооружения и земляное полотно на протяжении более 20 метров глубиной 5 метров. Следовавший по этому перегону пассажирский поезд,вот фото тех времён,
несмотря на принимаемые локомотивной бригадой меры к остановке поезда, наехал на размытое место и потерпел крушение. Благодаря проявленной самоотверженности машиниста локомотива т.Шамурадова и его помощника т.Сазонова, которые погибли при крушении, были предотвращены человеческие жертвы..."
Оба машиниста посмертно награждены орденами Трудового Красного Знамени..на том месте, где произошла авария, до сих пор машинисты, проезжая, дают гудок.
В честь погибших железнодорожников в г. Мары были названы улицы, а, а в депо установлены им памятник - обелиск.
"Из рассказа luda larina-Мартынатова - я работала фельдшером в локомотив. депо Мары , отработала там 28 лет ,мой муж Ларин Владимир отработал машинистом 30 лет. Всю эту трагедию помню от и до. Машинист был Кули Шамурадов 1929г. рождения, помощник машиниста был Анатолий Сазонов 1935 года рожден., беда была для всего депо, Шамурадов может быть,хотел выпрыгнуть, но его проткнула рейка,как вилкой, которой измеряют количество топлива, а Сазонова искали двое суток в этой образовавшейся промоине после дождей, он был вверх ногами. У Шамурадова было четыре сыночка, Мая - его жена родила еще девочку, которая была малюткой,так радовался Кули,сильно переживала Мая в связи с гибелью мужа у неё отнялись ноги и вскоре Мая умерла. Детей взяли родственники в Ашхабад. У Сазонова был один сын Виктор. В депо поставили обелиск в честь памяти погибших, он стоял как раз за окном нашего здравпункта,а над доской с табличками всех поездников, которых вызывают в поездку, сверху слева и справа были закреплены портреты Кули и Толи, обрамленные в черного цвета рамки. Царства им Небесного! Хорошие были ребята,Кули не должен был ехать в эту поездку, попросил его напарник..." Сын Анатолия Сазонова - Виктор назвал своего сына Анатолием в честь деда героя и который предоставил фотографии своего деда и памятника, установленного в ж/д депо г. Мары.
Он живет в Минске. Там же по счастливой случайности живет и сын Шамурадова - Мурад. Улица героя Шамурадова есть. А вот улицу героя Сазонова переименовали "благодарные" потомки - пусть это останется на их совести...Светлая память вам ребята, мы вас помним! На указе о награждении такие фамилии стоят! Судьба памятников на месте аварии и в депо неизвестна.
Вот такая история получилась из одной фотографии, интересно узнать, что сейчас происходит в депо г. Мары. Ведь сегодня это ультрасовременный город с потрясающим международным аэропортом и вокзалом.
https://ok.ru/group/53671311376515/topic/67939370202499
Journal information