?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я очень люблю такие истории... Вот и вчера утром на сайте фалеристов, а я давно и серьезно увлекаюсь железнодорожной тематикой, появилось объявление о продаже редкого знака "Почётный железнодорожник". Знак - "малыш" самого первого выпуска № 528, состояние не ахти...



Знак, как говорят фалеристы, на документе, из которого понятно, что награжден им был Амир Сулейманович Хайдаров - повар эстафетного поезда Сковородино-Москва за образцовое проведение эстафетного поезда.





Но Амир Сулейманович Хайдаров - известный человек - Герой Советского Союза, получивший это звание в 1944 году. Его биография хорошо известна , как и подвиг, за который наградили Героя.

И действительно оказалось, что Амир Хайдаров тот самый повар эстафетного поезда. Вот его фотография на которой отчетливо виден знак "Почетный железнодорожник"



Но что это за эстафетный поезд, о котором я никогда не слышал, когда это было, понятно что середина тридцатых судя по знаку, но в документе год награждения не проставлен,это я сразу заметил.

И вот какая интересная история.

Сначала о не совсем знакомом мне Сковородино. Сковородинский район расположен на северо-западе амурской области. Расстояние до г. Москвы по железной дороге – 7306 км, до г. Благовещенска – 675 км По территории района в широтном направлении проходит Транссибирская магистраль (Забайкальская ж-
лезная дорога) и автодорога «Чита — Хабаровск».



Протяженность участка Транссибирской железной дороги - 402 км, участок ветки жд. ст. Бамовская -Тында Дальневосточной железной дороги дает выход на Байкало-Амурскую магистраль и на ст. Нерюнгри (Якутия). Сковородино административный центр района с населением 27 000 человек.

Об этой станции я впервые подробно прочитал в блоге periskop вот в этом замечательном репортаже "День 13 Сковородино в медвежьем углу Транссиба", https://periskop.livejournal.com/1638559.html, а еще были аварии на станции со сходом вагонов , прямо зеркальные, в июле 2015 и в марте 2016 года...



Но об эстафетном поезде я услышал впервые. И вот какая история получилась...

В 1936 году станция Сковородино была передана в ведомство Амурской железной дороги, а уже летом со станции отправляется эстафетный поезд Сковородино - Москва, во главе которого локомотив Ел 689 , дореволюционная машина, сделанная для России в США, заводом Baldwin и получившая название "Русский Декапод". Вот его брат близнец под номером 636



Об этом событии именно так написано на сайте города. Поезд по этому маршруту ведёт бригада Валентина Макарова и Бориса Межецко. Но первая заметка об этом поезде появляется в первом номере газеты "Амурский железнодорожник" 5 мая 1936 года.



Именно тут на первой странице, расширенная информация о «беспримерном в истории железнодорожного транспорта рейсе эстафетного поезда Сковородино – Москва», участники которого обратились с письмом «к великому машинисту локомотивов революции, вождю народов товарищу Сталину и железному наркому товарищу Л. М. Кагановичу». Оказывается, выполняя напутствие Кагановича, эстафетники «провели поезд по маршруту в 7,5 тысячи километров одним паровозом, с высокой скоростью без захода в депо, без единой аварии, без единой отцепки». Исходя из сообщения газеты об этом поезде, нельзя не восхищаться людьми, совершившими этот беспримерный по тем, да и по нынешним временам подвиг. Машинист поезда Валентин Макаров заявил по прибытии в столицу, что в обычных условиях и при хорошем уходе за паровозом можно сделать пробег не только в 7,5 тысячи километров, а и в двадцать тысяч. Возможно ли в наше время преодолеть такое расстояние на одном не паровозе, а электровозе? Большой вопрос. Конечно, такие факты воодушевляли.

Понятно, что при такой эстафете трудиться повару, которым работал наш герой было ох как непросто - поэтому и такая высокая оценка труда. О судьбе машинистов легендарного поезда мне не удалось ничего узнать, кадров кинохроники я тоже не нашел. А вот судьба Амира Сулеймановича Хайдарова после присвоения ему в 1936 году звания "Почетный железнодорожник" известна доподлинно, она описана от Википедии и до статей журналистов к столетию Героя



Но нигде не указано участие Героя в легендарной эстафете и то, что он стал на то время наверное самым молодым Почетным железнодорожником СССР. Ведь ему было тогда неполных 25 лет !!! И скорее всего он в это время служил в армии и был прикоммандирован к поезду. Вот такое маленькое открытие.

Я уже хотел завершить свой пост, как мне прислали скан номера газеты Правда от 13 февраля 1937 года с фотографией того самого машиниста Валентина Макарова который провел эстафетный поезд от Сковородино до Москвы,



оказывается именно он был машинистом легендарного опытного поезда Москва-Владивосток-Москва с паровозом СО с тендером конденсатором. А это значит, что будет еще один рассказ про героев железнодорожников.
А мне теперь не надо думать какой номер будет у модели паровоза Ел, которую для моей коллекции делает Евгений Леонидович Шкляренко - конечно 689 !!!
promo matsam march 16, 2013 15:26 34
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
livejournal
Nov. 1st, 2018 12:29 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
matsam
Nov. 1st, 2018 12:36 pm (UTC)
Ура !!!
che_21
Nov. 1st, 2018 12:56 pm (UTC)
Спасибо за Ваш труд
matsam
Nov. 1st, 2018 01:21 pm (UTC)
Спасибо, Вам за то что находите время читать...
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala