?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1937... Продолжаю изучать подшивку "Правды". Номер от 31 января .



На второй страницы резолюция общего собрания железнодорожников станции Шумиха.



Именно с этой катастрофы 27 октября 1935 года начался самый известный процесс над вредителями-железнодорожниками. Малоизвестная сегодня железнодорожная катастрофа военного эшелона на станции Шумиха стала основой дела против "троцкистов-вредителей, окопавшихся на железнодорожном транспорте".

За три недели до процесса 8 января 1937 года в гостях у Сталина был немецкий писатель Лион Фейхтвангер.



Во время трёхчасовой дружеской беседы , Сталин неожиданно упомянул катастрофу в Шумихе :

"- Еще факт — в прошлом году произошло крушение воинского поезда на станции Шумиха в Сибири. Поезд шел на Дальний Восток. Как говорилось на суде, стрелочница перевела стрелку неверно и направила поезд на другой путь. При крушении были убиты десятки красноармейцев. Стрелочница — молодая девушка — не признала свою вину, она говорила, что ей дали такое указание. Начальник станции, дежурный были арестованы, кое-кто признался в упущениях. Их осудили. Недавно были арестованы несколько человек в этом районе — Богуславский, Дробнис, Князев. Часть арестованных по делу о крушении, но еще не приговоренных, показали, что крушение произведено по заданию троцкистской группы. Князев, который был троцкистом и оказался японским шпионом, показал, что стрелочница не виновата. У них, троцкистов, была договоренность с японскими агентами о том, чтобы устраивать катастрофы. Чтобы замаскировать преступление, использовали стрелочницу как щит и дали ей устный приказ неправильно перевести стрелку. Вещественные доказательства против стрелочницы: она перевела стрелку. Показания людей доказывают, что виновата не она. У нас имеются не только показания подсудимых..."

Из короткого рассказа становится понятно, что Вождю было подробно доложено не только о самой катастрофе, но и о ходе судебного процесса.

Итак, что же случилось той злополучной ночью на далёкой южно-уральской станции Шумиха и к каким последствиям это привело.

Воинский поезд № 504 шел на Дальний восток. Тогда там была напряженная ситуация с Японией. СССР готовился к войне. Со станции Челябинск эшелон повел паровоз Эм.



Поезд № 504 долго стоял на запасных путях в Челябинске, ждал, когда будет окно между товарняками. Поезд был составлен из грузовых вагонов с нарами для личного состава, вагонов для перевозки лошадей, платформ с артиллерийскими орудиями, закрытыми брезентом и штабного-офицерского вагона.Через некоторое время поезд отправился в путь, следующая остановка в Кургане через пять часов...

Судя по воспоминаниям очевидцев, паровоз вел опытный старый машинист, машина была закреплена за его бригадой. "Он знал все причуды зауральской колеи: вот у Чурилово путь ненадежный, а в Каясане водой долго заправляют. Чумляк проехали – гиблое место, чумное. Тут постоянно поезда под откос идут, до самого Чистого такая история. Недавно опять свалился состав. Но, слава богу, проехали. Вот и Шумиха – крепкая станция, здесь надежные товарищи служат. Да куда же нас ставят? Мы же транзитом по Шумихе по главному должны пролететь! И скорость приличная набрана. Какого черта? Там же товарняк! Тормози! Тормози! Прыгай!"

Но было поздно... На полных парах поезд влетел на занятый путь и разбился. Скорее всего, это была ошибка молоденькой девчонки-стрелочницы. Вагоны разлетелись в щепки. Кругом валялись оторванные руки, ноги, части тел, раненые стонали. Шумихинцы быстро организовали подводы и отвезли покалеченных в больницу. Мертвых складывали на площади перед вокзалом. Оттуда их похоронили, накрыв гробы, которые сделали шумихинские мастера, кумачом. Похоронили 29 солдат опять же в Шумихинскукю, землю. Это крушение унесло жизни еще, как минимум, 3 человек - служащих станции Шумиха.

На первый взгляд, всё было очевидно, молодая стрелочница Чудинова (на тот момент ей было от 17 до 19 лет , точно не известно) ошиблась при переводе стрелки и направила поезд № 504 на путь, где стоял груженый товарняк, если точнее состав хопперов....

Но не тут то было... Оказалось, что катастрофу организовала целая банда троцкистов вредителей во главе с Иваном Александровичем Князевым, первым начальником Южно-Уральской железной дороги.



Иван Князев родился в 1893 году в Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1904—1908 годах обучался в Ярославском городском училище, а в 1911—1912 году — на механическом факультете политехникума. В 1912—1914 годах ездил в Германию, где изучал организацию железнодорожного хозяйства. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, призван в царскую армию, до 1917 года служил старшим писарем. С 1917 года был членом союза железнодорожников. Поддержал Октябрьскую революцию, вступил в ВКП(б) и Красную Армию, в 1918 году был назначен комиссаром военных сообщений РККА, занимал этот пост до 1920 года.

В 1920 году Князев занял пост заместителя начальника управления эксплуатации НКПС, находился в этой должности до 1931 года. В 1934—1936 годах он руководил Южно-Уральской железной дорогой. В 1936 году был назначен заместителем начальника Центра управления движением НКПС. В 1929 году ездил в Японию, где изучал организацию тамошнего железнодорожного хозяйства.

Поездка в Японию и стала краеугольным камнем обвинения... Вот протокол заседания :


30 ЯНВАРЯ. 1937 ГОД. МОСКВА. ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР.

Второй Московский процесс.

Слушается дело о «параллельном антисоветском троцкистском центре».

Государственным обвинителем выступает прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский, человек, внушавший страх поколениям советских людей одним только упоминанием. Среди 17-ти обвиняемых в троцкистском сговоре Иван Александрович Князев, первый начальник Южно-Уральской железной дороги. Ему инкриминируют подрывную деятельность, организацию крушений поездов. Вот самая краткая выдержка из протоколов заседания:

Вышинский (обращаясь к Князеву): Вы участвовали в диверсионной и вредительской работе на транспорте? В чем она выражалась?

Князев: В организации крушений, и подрыве путевого хозяйства паровозного парка. С помощью Маркевича – начальника станции Шумиха, 27 октября 1936 года на Шумихе было организовано крушение воинского поезда № 504. К августу 1935 года на Южно-уральской дороге, начальником которой я являлся в то время, под моим руководством, были созданы троцкистские подпольные группы в Златоусте, Шумихе, Кургане, Уфалее, Козыреве.

Вышинский: Воинский поезд № 504 по акту. Акт о крушении вы составляли? В этом акте вы отражали действительное положение вещей?

Князев: Неправильное дал объяснение, ложное. Я скрыл, что это крушение создано троцкистской организацией. Насколько помню, я в это время был в Кургане. Мне сказали, что в Шумихе произошло крушение. Я тогда выехал в Шумиху экстренным поездом и первым делом пошел посмотреть место крушения. Когда я пришел туда, ко мне подошел помощник начальника станции Ваганов и вскользь дал понять, что это дело рук Маркевича. Я сразу понял, что это дело нашей организации. Организовал его непосредственно Колесников, старший стрелочник, дежуривший на входных стрелках. Находившейся на дежурстве ученице Чудиновой он приказал перевести входную стрелку № 14 на занятый путь. Так как ученица не понимала, что такое нормальное положение стрелок, то и выполнила это задание. Старый квалифицированный стрелочник, стоявший у стрелки пути, на который должен был в действительности приниматься поезд, Колесниковым послан был в это время убирать стекла из фонарей.

Вышинский: А у стрелки кого оставили?

Князев: У стрелки никого не было. Поезд, шедший большой скоростью – километров 40–45 – влетел на 8-й путь, на котором стоял маршрут с рудой.

Вышинский: Сколько было убито?

Князев: 29 красноармейцев. Ранено тоже 29 человек. Человек 15 было сильно искалечено. Были у них сломаны руки, головы пробиты…

Вышинский: А вы знаете, как организационно проходила эта подготовка крушения? Как были расставлены силы, как было организовано само крушение?

Князев: Было так: дежурный по станции Рыков, получив извещение от диспетчера из Челябинска о том, что идет воинский поезд, сказал старшему стрелочнику Колесникову – “приготовиться к приему”. Рыков сказал, что идет воинский поезд, мы должны сделать это крушение. Поэтому сделайте такой маршрут, чтобы “приготовить его неправильно”.

Вышинский: А не говорил ли он проще – “надо поезд свалить”? (Князев молчит.) Не припомните? Позвольте напомнить (читает): “За два-три перегона до станции Шумиха дежурным по станции Рыковым было получено извещение от дежурного станции Челябинск о том, что на станцию Шумиха следует поезд 504.Получив это извещение, Рыков известил Маркевича, что идет воинский поезд, сейчас начнем действовать. После этого Рыков вызвал к себе старшего стрелочника Колесникова и предупредил его, что идет воинский поезд и что надо его свалить”. Не “подготовить прием”, а сказано было прямо, точно, конкретно: “свалить поезд”. Следовательно, было дано прямое указание – подготовиться к массовому убийству. И для этой цели кого вы использовали?

Князев: Ученицу – стрелочницу Чудинову.

Вышинский: И вот вы посылаете ученицу с 2-недельным стажем принимать воинский поезд. По правилам железнодорожной службы допустимо это? Но почему же возможно было такое нарушение правил железнодорожной службы? Не потому ли, что начальство станции было связано с троцкистами?

Князев: Совершенно правильно.

По просьбе Вышинского суд приобщает к делу справку о крушении на станции Шумиха, во время которого был разбит один паровоз и 8 вагонов, убито 29 красноармейцев и ранено 29 красноармейцев.

Вышинский: Я хочу вернуться к крушениям. Вы приводили здесь достаточно много случаев крушений. Крушение на станции Чистая – Чумляк тоже по вашему указанию? 18 января 1936 года на станции Чумляк было организовано крушение поезда № 910 по вашему заданию?

Князев: Да.

http://grachev62.narod.ru/Tr_proc/chapt24.htm

В своём последнем слове Князев сказал : « крушения поездов являются неизбежным спутником сложного технологического процесса на транспорте». Далее : «Я не политик, но я прекрасно понимаю, что такое отдать Украину, что такое отдать Приморье и Приамурье. Не хватает еще одного – отдать грозненскую нефть и железные дороги, тогда совсем была бы Россия первоклассной колонией». Он попросил сохранить ему жизнь, чтобы он «смог искупить все преступления».

Японский шпион... Расстрелян 1 февраля 1937 года. Реабилитирован 18 июня 1963 года.

С остальными участниками "банды" разбирались уже местные суды и тройки... Но смертный приговор утвердили лично Сталин, Молотов и Каганович...



Начальник станции Александр Иванович Маркевич. 48 лет. Родился в Белоруссии, в Гродненской области, был беспартийным. Старые шумихинцы рассказывают: «После аварии начальник прибежал домой и семье сказал, чтоб собирали ему вещи. Что они его больше живым не увидят, чтобы сами уезжали из Шумихи»...

Расстрелян.

Дежурный по станции Сергей Федорович Рыков в расстрелянном списке № 24. Представление к расстрелу делал заместитель начальника 4 отдела ГУГБ НКВД старший майор Семён Григорьевич Гендин,вот он на фото,



легендарный чекист будущий и.о. начальника Разведуправления РККА. Впрочем судьба не пощадила и его. Арестован 22 октября 1938 года при исполнении служебных обязанностей. Обвинён в шпионаже и в участии в военно-фашистском заговоре в РККА. 29 ноября 1938 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) выведен из состава Военного совета при наркоме обороны СССР. 22 февраля 1939 года приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. Казнён 23 февраля 1939 года. 19 сентября 1957 года реабилитирован посмертно.

Старший стрелочник Илья Игнатьевич Колесников, родился в Маслях, в Мишкинском районе, в 1878 году. Он был беспартийным, работал на ответственном посту – стрелочником, который, как известно по поговорке, всегда виноват. 11 декабря 1936 года Илью Игнатьевича арестовали. 22 июля 1937 года старого железнодорожника обвинили, ни много ни мало, в диверсионно-вредительской деятельности, причем посмертно! «Диверсант» не дожил до суда и умер в заключении 24 марта 1937 года. Причем в разных источниках его называют то старым стрелочником, то старшим... Но старый это тоже, так относительно, ему на тот момент было 57 лет...

А вот судьба стрелочницы давшей показания на участников заговора неизвестна, ни местные шумихинские краеведы и историки, ни специалисты по истории сталинских процессов не смогли отследить судьбу стрелочницы Чудиновой так трагически - ошибочно переведшей стрелку в тот злополучный день 27 октября 1935 года... Ясно только из речи обвинителя на процессе, что ни к какой ответственности её не привлекали.



А вот остальных да...



Народ в едином порыве выражал благодарность НКВД



И шел требовать сосиски, которые начала выпускать отечественная пищевая промышленность...



Ну вот казалось бы и всё...

Но когда я писал этот пост, меня всё время волновал один вопрос, а как всё было на самом деле ? Почему ученица стрелочника оказалась у ручной стрелки одна и перевела её перед прохождением поезда № 504, почему стрелка вообще была переведена, ну не по своей же инициативе она это сделала, видимо действительно получила указание от старшего стрелочника Колесникова, почему старый опытный стрелочник был послан собирать стёкла фонарей, кто он вообще такой ? Просто , как мне кажется, за троцкистко-японскими историями, на второй план уходит отвратительная организация работы на станции и катастрофическая ситуация с безопасностью движения, что абсолютно очевидно из этой истории...

По материалам газеты Правда, сайта http://nasha-shumiha.ru/ и моих архивов.

Recent Posts from This Journal

  • Взрыв грузовика на трассе М-4 под Самарским 13.11.2018

    Трассу Дон М4 уже засыпало снегом Пробки, ДТП, взрываются машины... "Зима подкралась незаметно"

  • Мерседес и сервис...

    Много лет обслуживаюсь на одном сервисе. У официального дилера. В этом году ,не поверите ,22 года. Первым питомцем был ещё W 124 , единственный и…

  • Железнодорожное... Юбиляр.

    12.11.2018 Bratislava Hroboňova Локомотив Чешских железных дорог 380 011” Hrboun” (1918-2018) с поездом EC 276 Metropolitan Budapešť —- Praha Фото :…

  • Деревенское...

    Подмосковье... Утро... Очень холодно, но зелёная трава ... снега нет вообще. А два года назад в этот день было так 👍

  • Доброе утро!

    Доброе утро. Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Вечернее...

    Вышли с Боевым Йорком погулять. Холодно, Рик скандалил, лаял на весь поселок, заводил соседских псов и ужасно раздражал наших кошек. В итоге получил…

  • Заговорщики...

    Ну я вчера конечно был поражен, просто операция " Валькирия" какая то , а главное все поверили и всерьёз начали обсуждать тему... Посмотрел на…

  • Доброе утро!

    Доброе утро! Отличного понедельника и прекрасного настроения.

  • И о прекрасном...

    Art by ALASTAIR MAGNALDO!

promo matsam march 16, 2013 15:26 34
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
mihaly4to6a
Nov. 10th, 2018 11:27 am (UTC)
Не только на ЖД, по всей стране в организации пр-ва жуткий бардак был, чему кстати, способствовало и стахановское движение. А судить строго за распиздяйство и неумение работать не получалось, без "троцкизма", "диверсий" и "японских шпионов". А потом раскрутилось и понеслося.
matsam
Nov. 10th, 2018 11:56 am (UTC)
Да я как раз читаю сейчас газету Советская Сибирь за 1935 год, там статья про депо в Барнауле, просто жесть какая то, каждый день происшествие, каждая неделя авария.
livejournal
Nov. 10th, 2018 11:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
matsam
Nov. 10th, 2018 12:00 pm (UTC)
🙂
yesnomyabe
Nov. 10th, 2018 11:43 am (UTC)
Есть кино на эту тему и того же времени.
https://www.youtube.com/watch?v=LhfklcluLSw
matsam
Nov. 10th, 2018 11:57 am (UTC)
Вот спасибо, сейчас посмотрю 🙂
yesnomyabe
Nov. 10th, 2018 05:06 pm (UTC)
Будет очень интересно узнать Ваше мнение по фильму.
matsam
Nov. 10th, 2018 06:32 pm (UTC)
Отличный фильм и точки зрения познания истории и конечно техники тоже. И еще добрый фильм, конечно идеологизированный, но добрый, воспитывает людей.
e_d_w
Nov. 10th, 2018 12:00 pm (UTC)

Весь кадровый состав КВЖД был вообще уничтожен.

matsam
Nov. 10th, 2018 01:13 pm (UTC)
Да, там было страшное "Дело харбинцев" , там и членов семей репрессировали... Оперативый приказ Народного Комиссара внутренних дел Союза ССР № 00593.
e_d_w
Nov. 10th, 2018 02:18 pm (UTC)

Нашел на ФБ страницу Открытый Список - там вообще ад. Люди публикуют фото и истории своих убитых родственников.

matsam
Nov. 10th, 2018 02:53 pm (UTC)
Да, я подписан на эту страницу...
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Keri Maijala