

Ух ты, какая красота, подумал я, ведь это же легендарный американский реактивный вагон М 497, получивший прозвище «Black Beetle». И, что самое удивительное, я ни разу о нём не рассказывал.

А началось всё в 1965 году. Два американских инженера Дон Ветцель и Хэнк Моррис (Don Wetzel и Hank Morris) были одержимы идеей использовать реактивную тягу для скоростного пассажирского движения. Эта идея очень понравилась руководителю New York Central Альфреду Перлману (Alfred Perlman), который в те году сумел вернуть былую популярность этой дороге. И вскоре, к всеобщему удивлению, было получено добро и естественно финансирование этого оригинального проекта.
Летом 1966 года начались работы. Для установки реактивных двигателей была выбрана моторный вагон, из состава RDC-3

компании «Бадд» (Budd Company) ставшей всемирно известной, благодаря легендарному поезду Pioneer Zephyr 1934 года.

А наш поезд, из которого и взяли вагон для эксперимента, был выпущен в 1953 году и работал на линии между Детройтом и Мэкинау-Сити, штат Мичиган.
В техническом центре Кливленда в Коллинвуде вагон был полностью переоборудован, усовершенствована ходовая часть, на борту нового вагона , получившего название М 497, было установлено более пятидесяти различных приборов, от скоростемеров до приборов позволяющих снять характеристики устойчивости и работы экипажной части на сверхвысоких по тем меркам скоростям.


Силовая установка состояла из двух реактивных двигателей модели J47-19, построенных General Electric, которые первоначально использовались на бомбардировщике ВВС США Convair B-36 «Миротворец». Вот на таком.


Двигатели, окрашенные в ярко-красный цвет , были установлены прямо над кабиной машиниста,


что придавало машине необычный футуристический вид, а передняя часть была усовершенствована и сделана обтекаемой.

Затраты на проект, по утверждению руководства дороги составили 30 000 долларов, небольшая даже по тем временам сумма для реализации такого проекта, хотя некоторые специалисты утверждают. что она была больше.
К июлю машина уже была полностью готова к испытаниям.

Руководил ими C.T. Popma Вице -президент NYC по инженерии. Для испытаний была выбрана железнодорожная ветка длинной в 68 миль в штате Огайо, неподалеку от Толедо. Ветка была двухпутной и потребовалось переложить практически весь путь для возможности скоростного движения.

И вот в субботу 23 июля 1966 года начались первые двухдневные испытания необычного локомотива . Машинистом был его разработчик инженер Дон Ветцель.


А это он в наши дни.

Легендарный шлем испытателя-машиниста.

На первых же испытаниях реактивный вагон M-497 «Black Beetle» развил максимальную скорость 183,68 миль в час, рекордный для рельсового транспортного средства в то время, и,что самое удивительное, он до сих пор остаётся рекордом для Соединенных Штатов Америки.




Что было дальше, компания NYC , получив ценные сведения в результате испытаний для понимания скоростного движения, быстро забыла о своем детище. Вагон эксплуатировался в районе Нью Йорка в качестве снегоуборщика, мощные реактивные двигатели как раз подходили для этого. В 1976 году вагон купила компания Conrail , потом она продала его Транспортному управлению Нью Йорка, которое использовало вагон, в качестве донора запчастей.
А дальше всё совсем грустно, в 1984 году уникальный вагон был продан на металлолом и погиб. Американские любители железных дорог считают эту страницу истории своих железных дорог позорной.
А вот с моделями М 497 повезло. Полный спектр. От модели КАТО в масштабе 1:160 с потрясающим звуком и светом

До легендарного LIONEL в масштабе О 1:45

и игрушечного ЛЕГО.

Спустя всего четыре года в Советском Союзе появится подобный вагон .Скоростной вагон-лаборатория — экспериментальный самоходный вагон на реактивной тяге, представлявший собой доработанный головной моторный вагон электропоезда ЭР22 с изменённой для улучшения аэродинамических свойств головной частью и установленными на крыше турбореактивными двигателями АИ-25, применявшимися на пассажирском самолёте Як-40.
Судьба которого окажется удачливее своего американского предшественника.


А мы будем помнить о тех временах, временах великих инженеров, реализовавших потрясающие проекты, конкурировавших друг с другом, без которых не было бы современных ВСМ.

Journal information