matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Немецкие локомотивы на оккупированных советских территориях . Предисловие (Часть I)

Тема немецких паровозов в Советском Союзе меня заинтересовала давно. Но сначала мне были больше интересны трофейные машины, долгое время проработавшие на наших железных дорогах. Их было много, работали они , как в МПС, так и на промышленных предприятиях, часто они попадали в кинохронику и даже в художественные фильмы, так что тут была фактура, и конечно это было связано ещё и с железнодорожным моделизмом, отечественных моделей во времена СССР практически не было (если не считать легендарного набора с паровозом Ов), а вот немецкие модели PIKO годились для сравнительно простой переделки в трофейные машины, работавшие у нас.

А вот тема немецких локомотивов, да и вообще железных дорог на оккупированных территориях во время Великой Отечественной Войны во времена СССР была белым пятном. Нет никакого табу на ней не было, просто в архивы было не попасть (да и было ли что то в этих архивах) , фотографий я не видел вообще, а редкие воспоминая очевидцев, оставались в записях наших легендарных любителей , таких как А.Никольский или Б. Барковсков и не особо афишировались.

В 1977 году вышел первый том книги Ханса Юргена Венцеля (Hans-Jürgen Wenzel) «Lokomotiven ziehen in den Krieg».

Вышел он в австрийском издательстве «Verlag Josef Otto Slezak» в Вене.

Эта была, наверное, первая попытка рассказать о судьбах локомотивов во время Второй мировой Войны, описательная часть была совсем небольшая, а вот фотографий в книге было много, 400, в том числе и сделанных на оккупированных территориях Советского Союза.
Ханс Юрген Венцель - известный историк немецких железных дорог в современной Германии, его перу принадлежат десятки книг посвященных. Как истории железных дорог, так и немецким локомотивам.

А (Josef Otto Slezak) Йозеф Отто Слезак австрийский фотограф и издатель (1922-2002) известен нашим любителям железных дорог своими замечательными фотографиями, сделанными в СССР в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века и прекрасным трудом «Breite Spur und weite Strecken. Ein Streifzug durch das Eisenbahnwesen der Sowjetunion» посвященным железным дорогам СССР, изданным в 1963 году.



Но в те далёкие теперь уже годы, когда я начал увлекаться историей отечественных железных дорог и интересоваться,что же было на железных дорогах на Украине , в Белоруссии и на других оккупированных нацистами территориях СССР во время войны, о таких книгах я конечно и не слышал.
А вот в начале девяностых информации стало побольше. Появились фотографии, воспоминания и документы.

А в 1999 году вышла знаменитая книга Андреаса Книппинга и Рейнхарда Шульца «Die Reichsbahn hinter der Ostfront 1941-44».



Именно она пробудила во мне интерес к теме немецких локомотивов на наших оккупированных территориях. Это был прекрасно изданный альбом. С качественными фотографиями и с большим количеством очень интересного текста.

В этой книге я впервые увидел обозначения депо приписки, нанесенные краской на крышки дымовых коробок и тендеры локомотивов, из неё я узнал, что немцы полностью перешили колею под европейскую на всех оккупированных территориях на Украине, Белоруссии и в европейской части России за очень короткие сроки и эксплуатировали там только немецкие и, за редким исключением, польские машины.

Я попытался найти список или таблицу соответствия надписей – депо приписки, ну не могли же пунктуальные немцы не составить такой список. Но увы – безрезультатно.

И я стал собирать свой собственный материал, в основу которого, конечно, легли фотографии из вышеуказанных книг, тем более, что Ханс Юрген Венцель выпустил уже в соавторстве с Йоханом Стокклаузнером (Johann Stocklausner) еще два тома «Lokomotiven ziehen in den Krieg» с уникальными фотографиями в 1980 году, и приобретённые мною, конечно, значительно позже.



Я отслеживал фотографии с немецкими локомотивами на Ебее, приобретал их на блошиных рынках в Европе и на киевском слёте…

Огромным подспорьем стали вот эти две странички фотографий у Иохима Шмидта, которые сегодня часто появляются в статьях о железных дорогах во время оккупации Советской Украины.

https://eisenbahnstiftung.de/bildergalerie/Reichsbahn%20im%20Krieg?search=&br=&page=0

Но всё равно – фотографий и информации было катастрофически мало, поэтому простите меня если где-то буду неточным и что-то упустил. Тем более, что и у замечательных немецких историков встречаются ошибки.

Итак, предисловие закончено.

Начинаем. Завтра продолжение.

Tags: Великая Отечественная война, Вторая Мировая война, История железных дорог, Немецкие локомотивы на оккупированных со
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments