matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Немецкие локомотивы на оккупированных советских территориях . Предисловие (Часть I)

Тема немецких паровозов в Советском Союзе меня заинтересовала давно. Но сначала мне были больше интересны трофейные машины, долгое время проработавшие на наших железных дорогах. Их было много, работали они , как в МПС, так и на промышленных предприятиях, часто они попадали в кинохронику и даже в художественные фильмы, так что тут была фактура, и конечно это было связано ещё и с железнодорожным моделизмом, отечественных моделей во времена СССР практически не было (если не считать легендарного набора с паровозом Ов), а вот немецкие модели PIKO годились для сравнительно простой переделки в трофейные машины, работавшие у нас.

А вот тема немецких локомотивов, да и вообще железных дорог на оккупированных территориях во время Великой Отечественной Войны во времена СССР была белым пятном. Нет никакого табу на ней не было, просто в архивы было не попасть (да и было ли что то в этих архивах) , фотографий я не видел вообще, а редкие воспоминая очевидцев, оставались в записях наших легендарных любителей , таких как А.Никольский или Б. Барковсков и не особо афишировались.

В 1977 году вышел первый том книги Ханса Юргена Венцеля (Hans-Jürgen Wenzel) «Lokomotiven ziehen in den Krieg».

Вышел он в австрийском издательстве «Verlag Josef Otto Slezak» в Вене.

Эта была, наверное, первая попытка рассказать о судьбах локомотивов во время Второй мировой Войны, описательная часть была совсем небольшая, а вот фотографий в книге было много, 400, в том числе и сделанных на оккупированных территориях Советского Союза.
Ханс Юрген Венцель - известный историк немецких железных дорог в современной Германии, его перу принадлежат десятки книг посвященных. Как истории железных дорог, так и немецким локомотивам.

А (Josef Otto Slezak) Йозеф Отто Слезак австрийский фотограф и издатель (1922-2002) известен нашим любителям железных дорог своими замечательными фотографиями, сделанными в СССР в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века и прекрасным трудом «Breite Spur und weite Strecken. Ein Streifzug durch das Eisenbahnwesen der Sowjetunion» посвященным железным дорогам СССР, изданным в 1963 году.



Но в те далёкие теперь уже годы, когда я начал увлекаться историей отечественных железных дорог и интересоваться,что же было на железных дорогах на Украине , в Белоруссии и на других оккупированных нацистами территориях СССР во время войны, о таких книгах я конечно и не слышал.
А вот в начале девяностых информации стало побольше. Появились фотографии, воспоминания и документы.

А в 1999 году вышла знаменитая книга Андреаса Книппинга и Рейнхарда Шульца «Die Reichsbahn hinter der Ostfront 1941-44».



Именно она пробудила во мне интерес к теме немецких локомотивов на наших оккупированных территориях. Это был прекрасно изданный альбом. С качественными фотографиями и с большим количеством очень интересного текста.

В этой книге я впервые увидел обозначения депо приписки, нанесенные краской на крышки дымовых коробок и тендеры локомотивов, из неё я узнал, что немцы полностью перешили колею под европейскую на всех оккупированных территориях на Украине, Белоруссии и в европейской части России за очень короткие сроки и эксплуатировали там только немецкие и, за редким исключением, польские машины.

Я попытался найти список или таблицу соответствия надписей – депо приписки, ну не могли же пунктуальные немцы не составить такой список. Но увы – безрезультатно.

И я стал собирать свой собственный материал, в основу которого, конечно, легли фотографии из вышеуказанных книг, тем более, что Ханс Юрген Венцель выпустил уже в соавторстве с Йоханом Стокклаузнером (Johann Stocklausner) еще два тома «Lokomotiven ziehen in den Krieg» с уникальными фотографиями в 1980 году, и приобретённые мною, конечно, значительно позже.



Я отслеживал фотографии с немецкими локомотивами на Ебее, приобретал их на блошиных рынках в Европе и на киевском слёте…

Огромным подспорьем стали вот эти две странички фотографий у Иохима Шмидта, которые сегодня часто появляются в статьях о железных дорогах во время оккупации Советской Украины.

https://eisenbahnstiftung.de/bildergalerie/Reichsbahn%20im%20Krieg?search=&br=&page=0

Но всё равно – фотографий и информации было катастрофически мало, поэтому простите меня если где-то буду неточным и что-то упустил. Тем более, что и у замечательных немецких историков встречаются ошибки.

Итак, предисловие закончено.

Начинаем. Завтра продолжение.

Tags: Великая Отечественная война, Вторая Мировая война, История железных дорог, Немецкие локомотивы на оккупированных со
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Don't Cry for Me Argentina

    Владимир Зеленский уже вылетел в Аргентину на инаугурацию нового президента страны Хавьера Милея. Он сейчас на Островах Зеленого мыса. Реакция…

  • Кулинарное

    Пользователи сайта tasteatlas назвали самые невкусные блюда, щи заняли первое место, а в ТОП-50 попали рассольник, окрошка, шуба, винегрет и уха.…

  • У книжной полки

    Спасибо лично товарищу Кличко и моим украинским комментаторам. Вспомнил, что когда то приобрел в Киеве на слёте замечательную книгу. Нашёл ее у себя…

  • Вечернее

    Не моё , но прекрасное. Площадь Палестины в центре Газа-сити. С праздником Хануки вас, хамасятина! И ещё, приношу свои глубокие соболезнования…

  • Воронеж

    Если это так, то на наши улицы и в наши города пришел террор. Убийство Кивы, как бы кому не было от этого весело с обеих сторон, теперь покушение…

  • Чума

    Похоже, в Европу снова вернулась давно забытая чума. Нет она никуда и не уходила, я с ней сражаюсь давно и достаточно успешно, но до сегодняшнего дня…

  • Наработки

    Украина готовит наработки, которые заставят россиян в следующем году навсегда уйти из Крыма, заявил министр обороны страны Рустем Энверович Умеров.…

  • О Щорсе

    В Киеве демонтируют памятник Щорсу. Николай Александрович Щорс командир украинских красногвардейских повстанческих формирований, начальник…

  • На ковёр

    Вчера весь вечер дискутировал с любимой на тему Киевского метрополитена. Вспоминали метро столицы Украины так, как будто ездили в нем всю жизнь.…

promo matsam march 16, 2013 15:26 46
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments