Классический вариант.
Первая надпись собственно Bw - Bahnbetriebswerk . Депо с мастерскими по ремонту паровозов.
Надпись располагалась слева на крышке дымовой коробки, а справа было обозначение депо приписки, например
K.Hbf Kiew Hauptbahnhof – Киев Главный.
Надпись дублировалась на тендере. Например, как здесь, NS - Нежин.
Но часто немцы не утруждали себя такими правилами и писали обозначение только депо приписки, например вот так
Ki – Киверцы.
Я все такие думаю, что полная надпись Bw и аббревиатура депо приписки делалось именно на тех машинах. в депо к которым они были приписаны были ремонтные мастерские, а вот просто сокращенное название - это обычные депо, но это только гипотеза. Тем более, что так обозначали машины не только на наших территориях, но и во всех депо приписки в Европе. Может быть всё зависело от педантичности руководства.
А в самом начале эксплуатации немецких машин на наших территориях, название депо приписки вообще писалось полностью на будке машиниста, например, как здесь
Bw Smolensk Ost - Смоленск Восточный. А DR Ost - Восточная дирекция Deutsche Reichsbahn. На некоторых машинах такие надписи делались и позже.
Мне на сегодняшний день удалось идентифицировать почти 50 депо работавших на оккупированных территориях СССР, это республики Прибалтики, Украинская ССР, Белорусская ССР и РСФСР.
Руководителями и специалистами в этих депо, за исключением прибалтийских республик (да и там тоже хватало немцев), работали немецкие специалисты Deutsche Reichsbahn, точнее их Восточной Дирекции.
Но основной персонал был местным, работники мастерских, вспомогательные рабочие, путейцы, восстановители, кочегары паровозов и даже незначительная часть машинистов.
Почему так получилось, сложно сказать,ведь проводилась массовая эвакуация специалистов и техники. Думаю, что скорость продвижения немецких войск в тыл Красной армии была настолько высока, что многие просто не успели эвакуироваться или просто уйти на восток страны. Об этом я читал в книге Рославльский вагоноремонтный об истории завода, ведь именно в Рославле немцами было создано одно из самых больших депо с вагоноремонтными мастерскими и на базе вагоноремонтного завода создано предприятие "LOKOMOTIV", оборудование которого полностью завезено из Германии.
Мало того, немцы создавали учебные мастерские, вот такие как эта в Бобринской
Так что трудились на дорогах вдали от линии фронта в основном местные жители.
Обратите внимание на верхнее фото, даже сигнализация на дороге была немецкой, а рабочие наши.
Использовался труд подростков и женщин.
Теперь немного о машинах.
Разочарую некоторых читателей,которые пытаются убедить меня, что на оккупированных немцами территориях эксплуатировались электровозы серии Е 44 , лёгкие дизеля типа Kof и паровозы серий 01, 03, 05,39 или 50.
Изучив значительное количество материалов, документов и фотографий, можно с уверенностью утверждать следующее.
На оккупированных территориях, за исключением Прибалтийских республик, где, в силу субъективных обстоятельств,остался в большом количестве свой подвижной состав,немцы эксплуатировали следующие типы машин.
Грузовые или,в тех военных условиях,скорее универсальные, паровозы серий:
BR 55, BR 56, BR 57 и BR 58.
Отдельно выделю машины BR 52, Kriegslokomotive, которые стали поступать в Восточную Дирекцию в конце 1942 года, причем на наших оккупированных территориях эксплуатировались и машины с тендером конденсатором.
Легендарный паровоз BR 38 (бывший прусский Р8) работал в пассажирском движении, много таких машин работало в Киеве. Днепропетровске и Минске.
Маневровые машины тоже были. Это паровозы серий BR 91 и BR 93. Вот машина 91 серии в Крыму.
Всё.
Я думаю, что легенды об электровозах связаны с заблуждениями от фотографий уже послевоенного периода, а о больших и тяжелых немецких пассажирских машинах с фотографиями из Бреста, точнее из Брест-Литовска, куда периодически с литерными поездами приходили трофейные, захваченные и перекрашенные немцами, польские паровозы. Заходили такие машины и в Прибалтику, там же от Восточной Пруссии – рукой подать.
Для наглядности я сделал файл в формате Microsoft PowerPoint. Каждый слайд с иллюстрацией. В нем всё, что мне удалось узнать о депо приписки и немецких машинах, которые в них работали. Я могу прислать его по почте и размещу на своей страничке в ВК.
К сожалению фотографий крайне мало, три тома издательства Слезака, две странички (и то там фотографий с оккупированных наших территорий процентов десять) у Иохима Шмидта, причем эти же фотографии есть в немецких книгах,где они по сути дела повторяются в разных изданиях и всё. Несколько фотографий из моей коллекции, просто повезло их найти и купить. Поэтому я буду признателен за любую информацию по этой теме. Ведь это наша история.
Journal information