matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Самая загадочная железнодорожная катастофа в истории ГДР. (Zugunglück Trebbin).

Я давно хотел написать об этой катастрофе. Потихоньку собирал материал, читал статьи и материалы. Но никак не решался. всё время казалось, что вот сейчас откроются еще какие нибудь архивы или всплывут фото из частных коллекций и вот тогда...

Катастрофа советского военного эшелона в Треббине 1 марта 1962 года. Это наверное единственная железнодорожная катастрофа в ГДР после которой не осталось ни документов, ни фотографий, только рассказы очевидцев и свидетелей.

Итак будем следовать их воспоминаниям и постараемся как можно подробнее реконструировать события того страшного вечера.

Вечер 1 марста 1962 года. Потсдам. Городская больница. К приёмному покою подлетают две легковые машины. Это Трабант Р50 и BMW 501 (я думаю тут ошибка, скорее всего это была ГДРовская версия BMW EAW 340), вот такие.





Из машин выносят двух тяжелораненых советских солдат в окровавленных самодельных бинтах. Им тут же оказывают первую помощь и везут на операционный стол. На часах полдевятого вечера. А вслед за ними приезжает санитарная машина пожарных из которой начинают выгружать тяжелораненых.

На фото реконструкция событий сделанная в наши дни.




Именно пожарные первыми рассказали о страшной железнодорожной катастрофе в Треббине. Произошла она вот в этом месте, там где начинается лесок.



Схема движения.



Henrik Schulze хронолог из города Jüterbog (Ютербог), находящегося в нескольких километрах от катастрофы, сумел восстановить события того дня.

Советский танковый батальон, находился на полигоне недалеко от Ютербога на стрельбах. Вечером 1 марта он отправляется обратно в Берлин на поезде. Первые 15 вагонов платформы, на каждой из которых по два танка Т-55, не так давно поступивших в ГСГВ. За ними 7-8 товарных вагонов в каждом из которых находилось от 30 до 50 военнослужащих. Думаю, всё происходило вот так.

Погрузка танков на платформы.







Эшелон или по немецки Militärtransport выглядел вот так.





Около шести вечера эшелон отправляется на Берлин. А навстречу ему выходит скорый пассажирский поезд , или,как его называют, немцы D ZUG , Берлин - Лейпциг.

Думаю, вот такой, с паровозом BR 03 DR во главе состава.



Во главе военного эшелона скорее всего стоял паровоз серии BR 52 или,это уже мало вероятнее, BR 50.



Семь часов вечера. Темно. Поезда мчатся на встречу друг другу, ну как мчатся, суммарная скорость около 120 км/ч. В те времена,точнее до этого самого трагического случая, ствол танковой пушки не крепился отдельно к платформе. И вот,видимо за несколько минут, а может быть и секунд, до катастрофы из за вибрации, а может быть просто башня танка не была поставлена на фиксаторы по разгильдяйству или сошла с них, она разворачивается, причем налево, в сторону встречного поезда.

Сначала ствол сносит водяной насос паровоза и отлетает назад, но буквально через мгновение снова летит влево и буквально вспарывает три пассажирских вагона. Пассажирский поезд тормозит и уходит в темноту, останавливаясь на путях с разрушенными вагонами. А танк, слетает на бок с платформы, и в эту стену врезаются следовавшие за ним грузовые вагоны с военнослужащими, превращаясь просто в труху, вагоны были деревянные. К несчастью злополучный танк, точнее два, находились на платформе прямо перед грузовыми вагонами.

Прибывшие на место пожарники и их добровольные помощники из Треблина увидели в свете фар гору обломков вагонов высотой более 15 метров. На место прибывает 29 летний начальник станции Reinhold Pohl (Рейнхольд Поль). В 2016 году он вспоминал, что увидел гору вагонов и локомотив на который они взгромоздились. Прибывает Народная полиция, советские военнослужащие. Местные жители на машинах и микроавтобусах везут раненных в город Luckenwalde (Луккенвальде) там ближайшая больница с операционными, а часть в Потсдам.

Таксистов из Ютербога посылают на киностудию ДЕФА в Потсдам за прожекторами, что бы осветить место катастрофы для спасательных работ.

А на месте катастрофы царит хаос,крики раненных, командиры прибывших частей ГСГВ и Народная полиция ГДР пытается создать оцепление, а оставшиеся в живых разводят костры,что бы хоть как то согреться.

Тем временем прибывает все больше советских солдат. Позже сотрудник немецкой транспортной полиции вспоминал, что он никогда больше не «видел столько генералов в одном месте». И пока пожарные, врачи, студенты-медсестры мчатся в больницу в Луккенвальде,а обычные люди помогают перевозить раненных солдат, начинается, как говорят сегодня Спецоперация. Начальник станции Рейнхольд Поль получает от Рейхсбана указание не заполнять обычный лист отчета об аварии: «Ничего не должно быть записано, никаких заметок, ничего. И причина не должна обсуждаться вообще », - рассказывает он о приказе.

Сотруднику криминальной полиции приказали: "Пиши, что хочешь, занимайся расследованием, но о советских военнослужащих не должно быть ни одного слова."

Но самое страшное, что установил Henrik Schulze - Советская армия на следующее утро перед восходом солнца забрала из немецких клиник все свои раненых и увезла их на грузовиках в неизвестные места - независимо от того, были ли они лежачими или вообще только что были про оперированы. Об этом есть свидетельства врачей и медсестёр.

Последствия аварии были быстро устранены. 2 марта остатки военного эшелона и вагонов пассажирского поезда были убраны с путей. Разрушенный вагон пассажирского поезда еще какое то время лежал в поле. Затем завалы были расчищены,а следы аварии зачищены. К началу весенней Лейпцигской ярмарки поезда шли, как обычно, и следов катастрофы уже не было заметно.

Количество погибших до сих пор неизвестно. Последствия катастрофы были полностью скрыты в прессе ГДР . Через два дня в «Märkische Volksstimme»,местное издание ,упомянуло только немецких погибших и несколько раненых. Погибших в пассажирском поезде было всего двое. Невероятное везение, поезд шел навстречу эшелону стороной где был проход вдоль вагонов,а не купе. Погиб Зигфрид Моргенштерн, 38 летний житель Лейпцига, который вышел в проход покурить у окна, где его и задела ствол танковой пушки, и ещё один пассажир, видимо тоже находившийся в проходе, которого просто выбросило из вагона тем же стволом.

А вот количество жертв среди наших военнослужащих до сих пор неизвестно. Немцы убеждены, что в те времена их тела просто не вернули родным и захоронили на территории ГДР, точнее воинской части.

Есть,якобы, следы захоронений некоторых погибших: когда фирма Beelitzer Steinmetz GmbH восстановливала надгробия на кладбище Michendorfer Chaussee в Потсдаме несколько лет назад, а это советское гарнизонное кладбище,



рабочие натолкнулись на 15 солдатских могил с той же датой смерти - 2 марта 1962 года. Мало того,они отреставрировали надгробные плиты. Вряд ли это какая то постановка.



Тем более,там есть еще много послевоенных захоронений и не только воинских, но и жён и детей наших военнослужащих.

И еще в поисках материалов посвященных этой катастрофе на одном из немецких форумов я нашёл вот такое письмо.



Меня зовут Таня и я из России, я ищу информацию об аварии в Треббине. Мой дядя умер под Потсдамом в 1962 году при неизвестных обстоятельствах. Он был солдатом советской группы войск. Семья получила только краткое уведомление , похорон не было, до сих пор нет никаких официальных объяснений. На российских страницах нет информации.

Удивительно , не правда ли ?

А в 2018 году в Германии вышел небольшой фильм об этой катастрофе. Мне о нём рассказал мой замечательный киевский товарищ и коллега по увлечению железными дорогами и моделями Игумен Валериан, в миру Владимир Головченко , без его поддержки и рассказов вряд ли бы мне удалось написать эту историю.



P.S. Когда нибудь мы узнаем всю правду и об этой трагедии. Произойдет это тогда, когда будут открыты и доступны архивы МО СССР, именно там находится разгадка этой страшной катастрофы.

И именно после этой катастрофы был приказ и пересмотр правила транспортировки танков. Стволы стали фиксировать тросом.

Ну и в заключении вот такие замечательные модели.





При написании этого материала я воспользовался статьями в немецкой прессе, материалами реконструкторов и воспоминаниями современников.


Tags: ГДР, Железная дорога, Катастрофа советского военного эшелона в, аварии, история СССР, история железных дорог, катастрофы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • И о биатлоне.

    Ох какая женская эстафета, валидол и какие молодца украинки, не ожидал, а вот Польша умерла на последнем этапе, как и Италия на предпоследнем. Наши,…

  • С Наступающим !!!

    Т-131 видимо. Супермаркет Калита Брянск.

  • И о биатлоне. Россия и Украина - братья на века !!!

    Новости с утра. Возмущению общественности нет предела. А что же произошло , пытаюсь выяснить. Если отбросить традиционные пассажи о русофобии и…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Эх, Яблочко...

    Поторопился Шнур, столько вакансий образовалось :)

  • Железнодорожное... Прибытие поезда.

    Как я уже писал, сегодня ночью в Брянске из за температуры китаянки, путешествующей из Киева в Москву поездом № 6 "Украина", был задержан поезд и…

  • Железнодорожное... Новости РЖД.

    1. Пассажиров вагона поезда "Киев-Москва" поместили на карантин в Брянске из-за гражданки Китая с высокой температурой. Гражданку Китая с высокой…

  • Единая Украина. Послесловие.

    Я помню, как мои украинские друзья смеялись над эвакуацией российских граждан их Ухани. Да военно-транспортный самолет, да санаторий где то в жопе…

  • Доброе утро !

    Доброе утро! Отличного дня и прекрасного настроения.

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments