Сделана она была в Праге на территории зоопарка, где была проложена детская железная дорога.
История этой машины такова. Родилась она в Берлине на заводе Orenstein & Koppel в 1927 году. Таких маленьких узкоколейных паровозиков легендарная немецкая фирма сделала очень много.
Машины мощностью от 10 до 50 лошадиных сил, для колеи шириной 600мм трудились на стройках,узкоколейных и полевых железных дорогах по всему миру, в том числе и у нас в СССР. Вот он на детской железной дороге в Кратово в 1939 году.
А в Чехословакию этот паровоз под номером № 11353 попал благодаря чешскому строителю Эмилиану Бартошу из Костелец у Голешова.
Машина получила, как это часто бывало в Чехословакии, собственное имя. "Jiřinka" красовалось на его будке. Названа она была так в честь жены предпринимателя Ииржины Бартошовой (Jiřina Bartošova). А еще, это название с чешского можно перевести, как георгин.
Паровоз был приобретен для работы на стройке,и долгое время трудился на различных проектах своего хозяина, исправно выполняя функции рабочей лошадки. Он благополучно пережил войну и немецкую оккупацию, трудясь на объектах,по видимому, сдаваемый в аренду. После войны, советская администрация, забирала все немецкие паровозы в СССР по репарациям, но чешское имя на машине, позволило в последний момент сохранить ее у прежних хозяев.
А потом паровозик служил на развлекательных железных дорогах, к тому времени ставшими Пионерскими.
А в 1948 году родился проект Детской железной дороги,планировалось проложить её от Зоопарка до Выставочного центра и дальше до природного парка Šárka.
Именно для этого проекта паровоз был выкуплен у Ииржины Бартошовой. Паровоз был переименован в "PIONYR" и оборудован обтекателем в стиле советских довоенных паровозов, изготовленном на заводе в городе Нимбурк (Nymburc).
В 1951 году паровоз работал на железной дороге длиной 1500 метров на 52 Пражкой ярмарке в Выставиште. Вот как она выглядела, и ,по моему, там, вдали, у вагона метро,люди как раз садятся в этот поезд.
В 1952 году ярмарка закрылась, и паровозик с вагонами переехал на работу в Пражский зоопарк. Дорога там была поскромнее, всего 700 метров, но от желающих прокатится отбоя не было. Открыто движение было 28 сентября 1952 года в южной части зоопарка. К тому времени обтекатель с машины уже был снят, и поезд выглядел вот так.
А спустя три года, начались работы по реконструкции канализационной системы зоопарка, детская железная дорога была временно демонтирована, но как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное. Уже через год выяснилось,что паровоз хранили безобразно, с него пропала большая часть съёмных деталей, а котел проржавел. И "Jiřinka" была сдана в утиль...
Детская железная дорога так и не была никогда восстановлена в Пражском зоопарке.
Грустная история.
Я написал этот пост по материалам статьи замечательного человека Мирослава Бобека (Miroslav Bobek), директора Пражского зоопарка в https://prazsky.denik.cz
И кто знает, может быть в будущем, в Пражском зоопарке, мы снова услышим залихватский свисток маленького паровозика и радостный гул детворы , садящейся в подошедший к почти игрушечной станции состав...
Journal information