matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Category:

Тепловоз для Чернобыля. Гибель Героя .

Прекрасный и интереснейший рассказ Рустама Садретдинова, руководителя Музея на Рижском вокзале с дополнениями А.Андреева, который также участвовал в этих работах в команде конструкторов от ПКБ ЦТ МПС – вся работа шла по эскизам, без выпуска полноценной документации).

И уникальные фотографии.

Чёрно-белые фото А.Андреев, цветные с сайта trainpix.org. И продолжение рассказа, как этот уникальный локомотив убили в Украине.

Начали:

Чернобыль, точнее, известие о нём, как о глобальной катастрофе, дошло до меня в виде ужасных слухов, порой даже фантастически ужасных, где-то 28 или 29 апреля. Я тогда доучивался на последнем курсе в железнодорожном техникуме им. Ф.Э.Дзержинского, в Москве, когда произошло это ужаснейшее событие в жизни СССР. Техникум я не посещал уже недели три, готовя дипломный проект и собираясь на майские праздники с друзьями пройти на байдарке по Наре от Наро-Фоминска, по Оке до Серпухова. Уже погрузившись в электричку на Киевском вокзале, мой друг Паша Тополюк обратил наше внимание на серьёзность лиц большинства пассажиров, особенно зрелого возраста. Почти из каждого угла неслись слова - Чернобыль… радиация… горы сгоревших людей… Киев… Припять… радиация…. микрорентгены…. радиация…

Кто был помоложе (в том числе и наша компания), те весьма легкомысленно относились к этим словам, списывая все эти слухи и домыслы на бабуськины страсти к сплетням и наведению тени на плетень. Причём, как сейчас помню, частушки и анекдоты про радиацию появились почти сразу. Очень популярной тогда были хохмы на тему обращения друг к другу – типа: ФОН Иванов и ФОН Петров, или Ваше СИЯТЕЛЬСТВО. Безусловно, мы тогда даже и близко не представляли, насколько всё было серьёзно - как наша власть всё это замалчивала, или сообщала какие то детали, представляя их незначительными. Добравшись до Наро-Фоминска, мы, в предвкушении хорошего путешествия, собрав байдарки и уже почти забыв про Чернобыль, пустились в путь по течению.
Путешествие наше ничем поначалу не омрачалось, была гитара, были девушки, был, несмотря на сухой закон, алкоголь, причём это был первый раз, когда водки было мало, и чтоб не искать самогон, мы тогда основательно затарились Каберне и 777 (помните анекдот про анализы крови у Чернобыльцев – «В ВАШЕМ КАБЕРНЕ ЛЕЙКОЦИТОВ НЕ ОБНАРУЖЕНО»?). На второй день путешествия мы подошли к автомосту рядом с дер. Чубарово, как вдруг увидели стоящую перед мостом большую колонну (машин 40-50, как нам тогда показалось) автобусов на Москву, причём эти автобусы перемежались с машинами ГАИ, с включёнными мигалками. Автобусы были битком набиты гражданскими людьми, в основном женщинами и детьми. Наше веселье сразу куда то испарилось после того, как мы, задумав причалить у моста, попытались разузнать, что тут такое творится. Прямо из матюгальников, стоявших на ближайшей к нам милицейской машине, полился отборный мат, с указанием как можно быстрее проваливать отсюда к всевозможным матерям, причём выражения не выбирались вообще. Дополнительным стимулом для нашего поспешного бегства от этого места послужил постоянный плач детей и вой женщин.
Добравшись вечером до деревни Митино, в очень подавленном состоянии, мы зашли в деревенское сельпо за хлебом и новостями. Всюду были разговоры про Чернобыль, вся деревня тревожно гудела на эту тему. Разговор шёл в основном о проходящих колоннах из Чернобыля и о том, что облако радиации уже висит над Москвой.

После увиденной собственными глазами такой колонны, мы уже не так легкомысленно относились к слухам, пытаясь выловить из разговоров частички истины. Утром, встав пораньше, мы до обеда на одном дыхании дошли до посёлка Пролетарский, где, дождавшись автобуса, рванули домой. Несмотря на праздники, я на следующий день поехал в техникум, чтобы начать делать дополнение к диплому в виде реального задания на тему «Тяга поездов». Придя в аудиторию, я встретил начальника тепловозного отделения Н.К.Кожемякина. За время учёбы мы с ним очень сошлись на паровозной теме, он был большим любителем серии Л.. Он сказал мне, что в депо Люблино готовят тепловоз для Чернобыльской АЭС, и предложил поучаствовать в этом деле. Немного раньше я услышал об этом от отца и, будучи уже в теме, сразу согласился, благо ехать до депо было пару остановок.



На Люблинском веере среди всевозможной техники притаились два ещё некрашеных изделия

Добравшись до депо, я был отряжён в распоряжение мастера топливного цеха А.И.Кислова. В опытном цеху лежали листы свинца, примерно 2000 х 2000 х 50, и собранные с разных цехов люди рубили эти листы на небольшие пластины. Причём делали они это при помощи топоров и кувалд. Постоянно к нам подъезжал кар и забирал их в цех БПР (большой периодический ремонт или ТР-2) Там стояла пара обычных платформ, выкрашенных полностью, включая малейший болтик, в белую краску. С кара свинец поднимала кран-балка, перенося этот груз на середину платформы, где несколько человек при помощи паяльных ламп собирали из этих пластин будку размером около 2500 х 4000 и высотой около 3 метров. Толщина стен в этом сооружении с четырмя крохотными окнами-бойницами, с одним небольшим люком для входа и выхода, составляла порядка 30 сантиметров. Через Z-образный свинцовый короб вовнутрь заходило 6 многожильных кабелей, закрытых и зачеканенных свинцовыми полосами по всей длине пролегания их на поверхности платформы. Повторюсь, что все готовые участки сразу же закрашивались белой краской.



Перекур

В цехе профилактики (ТО-3, ТР-1) у аккумуляторного цеха стояли тепловозы ТЭМ2, также почти полностью закрашенные белой краской. Мне пояснили, что тепловозы должны работать на дистанционном управлении, людей в них не будет. Сцепленная с ним упомянутая платформа будет оборудована обыкновенным тепловозным пультом управления с переносным добавочным пультиком с другого борта, с которых машинист и будет управлять движением локомотива.



Переносной пультик.



Разъёмы цепей управления

Весь обзор обеспечивали 4 крохотных окна (размером где-то с лист формата А4) на торцевых стенках бункера по углам, закрытых несколькими слоями свинцовистого стекла – видимость через них очень слабая. На крыше бункера смонтировали двухступенчатую армейскую фильтровентиляционную установку в комплекте с кондиционером от ЧС7.



Кондиционер от электровоза ЧС 7



Монтаж ФВУ и кондишена


Какой-то человек в военной форме в звании майора, скорее всего, пожарный, объяснял нам, что тепловозы будут подавать на реактор вагоны с цементом и водой, не углубляясь ни в какие подробности. Предыдущие попытки использовать телемеханические системы управления и телекамеры успехом не увенчались – в условиях сильнейшей радиации вся электроника очень быстро выходила из строя.

Соорудили мы тогда в депо эти конструкции довольно быстро, всего за каких-то 3 дня, причём механическая часть, покраска, нарубание свинца и монтаж будок для обслуживающего персонала занял 1,5 дня.



На платформе - деповчане - электрики, слесаря и сварной
У платформы - гл.конструктора ПКБ ЦТ, нач.бюро САСудаков и деповское начальство


Остальное время заняла наладка систем управления – пульты завод дал совершенно сырые и электрикам пришлось их существенно перемонтировать, а ТЭМ2 для люблинцев был машиной незнакомой – весь парк маневрушек был чешского производства.





Внутри бункера - пульт управления тепловозом, слева входной люк, вдали по углам - смотровые амбразуры

Номера тепловозов я не знаю, так как они к моему приходу были конкретно закрашены. Знаю только, что прибыли они откуда-то с Октябрьской дороги или же с завода были переданы на переоборудование. Также знаю, что подобную конструкцию сделали ещё и в депо Лихоборы. Где-то в десятых числах мая тепловозы, после полной проверки работоспособности, были переданы на МОЖД в Угрешскую, откуда убыли в Чернобыль.



Изделие готово к отправке



Поехали к месту службы

Дальнейшая судьба этих локомотивов нам неизвестна, хотя доходили слухи об их успешной работе. Очевидно, что они до сих пор находятся в Чернобыльской зоне, возможно, даже в исправном состоянии. В жизненном водовороте единственная фотография этой установки, которую я тогда сделал, оказалась утерянной безвозвратно. Заканчивая данный рассказ, я хотел бы обратиться к читателям – может, кому и известна судьба людей, работавших тогда на этих тепловозах, впрочем, как и какие то сведения о работе этих установок. Я очень надеюсь, что те кабины, которые мы тогда сотворили, спасли жизнь тем неизвестным героям-машинистам, и возможно, косвенно многим тем, кто участвовал тогда в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Упаси нас всех Господи от таких бед и ныне!

Вот такой замечательный рассказ.

А это работа изделий в Чернобыльской зоне.







А вот дальше грустная история.

Украина, Киевская область, станция Янов. 2010 год. Легендарная машина вот в таком состоянии. Хотя она должна стоять на пьедестале или в музее.





А это уже 2016 год. Там же в Киевской области.





Машина, спасшая столько жизней, погибла, просто была порезана и сдана в утиль.

Вот такое отношение не просто к реликвиям техники, а к своей истории. В любой другой стране такое было бы просто невозможно. Наверное опять оккупанты виноваты.

Поэтому, я так и волнуюсь за паровоз серии ИС...

Спасибо за внимание.

Tags: Чернобыль, история СССР, история железных дорог, тепловозы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • На смерть учителя... Безбожники.

    Как там говаривал Владимир Владимирович, Песков иногда такую пургу несёт... Вот и Рамзан Ахматович, как истинно верующий человек, похоже того же…

  • Азербайджан - Армения. Коротко о главном.

    Не хотел писать сегодня об этой войне, в которой Азербайджан при поддержке Турции, похоже, берет верх. Для Армении потеря Арцаха трагедия, это…

  • Судьба Президента. Пьяные наркоманы.

    Буду краток, слушал вчера Александра Григорьевича про пьяных наркоманов, которые ломятся в квартиры минчан после шествий. «Картинки нет, ходили,…

  • Выборы в Украине... Поражение Майдана.

    Сторонники Петра Алексеевича Порошенко ликуют и празднуют победу. Но если подойти к результатам местных выборов в Украине взвешенно и спокойно, то на…

  • Доброе утро ! Ленинский паровоз.

    Доброе утро! Сегодня наконец поговорим о выборах в Украине, ждал один, на мой взгляд, очень важный результат. Обсудим пьяных наркоманов, врывавшихся…

  • Азербайджан - Армения. Гибель министра.

    Вот о чём только что сообщили азербайджанские паблики. Судя по всему это правда. На армянских уже несколько часов тишина, после сообщений о…

  • Судьба Президента. В армию, сукины дети.

    Главнокомандующий армией Беларуси и Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко решил не церемониться с протестующими студентами. Тем более,…

  • Евросеть - продолжение следует ? Аресты в Мерлионе.

    Трое владельцев ИТ-дистрибьютора Merlion — Олег Карчев, Владислав Мангутов и Алексей Абрамов — задержаны по делу об организации убийства, сообщило…

  • Украина. Партия или деньги .

    Читаю с утра украинские новости и умираю со смеха. Партия "Демократична сокира" распустила организацию в Броварах после того, как один из кандидатов…

promo matsam march 16, 2013 15:26 35
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments