matsam (matsam) wrote,
matsam
matsam

Categories:

Железнодорожное... BADEZUG или немецкие банно-прачечные .

О банно-прачечных поездах написано много. Вот например отличный рассказ

https://foto-history.livejournal.com/10970253.html

Появились они в русской армии во время Первой Мировой войны. Если быть совсем точным, то первый небольшой состав из четырёх вагонов был еще во время русско-японской войны, но судя по всему он был в составе санитарного поезда, поэтому будем считать,что у нас автономные поезда появились в 1915 году.



Мотались по фронтам Гражданской.



Во время Великой Отечественной их было более ста.



Работали они и в послевоенные годы. На стройках народного хозяйства, того же БАМа они были просто незаменимы.







Да и сегодня в составе Российских Вооруженных Сил есть такой поезд.





Для меня всегда было аксиомой, что такие поезда были только в России и Советском Союзе.



А загадкой, почему ? Неужели никто не догадался или не смог построить и использовать такие поезда в армии, на фронтах многочисленных войн в ХХ веке.

И вот совсем недавно я увидел вот такою фотографию.Я сначала даже не поверил, думал розыгрыш. Немецкая трёхосная цистерна конца XIX начала ХХ века с надписью Банный поезд.



Для меня всегда BADEZUG ассоциировался с поездами на немецкие или швейцарские курорты, с поездкой на воды, как говорили раньше.Их так и называли. Это же ещё и купальник на немецком.



Начал копать и точно. BERLINER ILLUSTRIERTE ZEITUNG Январь 1915 года. И рассказ о поезде.





А это открытка полевой почты. На ней паровоз и персонал поезда.





Построен был поезд в 1914 году.

А дальше пошло поехало. Вот уже другой поезд, в Польше. Местечко Рогозно.





Нашел я и текст солдатского письма датированного 28 сентября 1915 года.

https://h2g2.com/entry/A87860479

Из которого узнал, что локомотив шести вагонного поезда был бельгийским 'Nixe', это старая машина еще XIX века. Спроектировал и построил поезд всего за месяц инженер Циммерман из Нюртингена. А его начальником стал призванный в армию известный ученый археолог из Вюртемберга, профессор Гесслер. Выдающийся немецкий археолог прожил долгую жизнь.





Не запятнал себя сотрудничеством с нацистами.



Никогда не знал, что известный археолог был начальником немецкого банного поезда во время Первой Мировой..

Я думаю, что это были первые и последние немецкие банно-прачечные поезда. Немцы, да и наши союзники уже во время первой Мировой стали использовать для этих целей автомобили.



Почему во время Второй мировой немцы их не строили и не эксплуатировали. Трудно сказать. У нас эти поезда конечно не мотались по фронтам, слишком хорошей мишенью они были для авиации, да и движение воинских эшелонов с личным составом и техникой нельзя было задерживать. Они стояли на узловых станциях, в прифронтовой полосе и в тылу и служили прежде всего для обработки личного состава перед отправкой на фронт. Всё остальное легенды, как и то, что скажем под знаменитым Тюменским поездом-баней стоял паровоз ФД

https://vsluh.ru/news/society/293214

А немцы и союзники использовали для этих целей автомобильную технику. Во первых, это гораздо мобильнее, а во вторых можно было помыться и постираться практически на передовой и в в самых труднодоступных местах. Да и оборудование у них было покомпактнее, скажем прямо. Но уже в середине войны бани на колёсах и дезинфекторы были и в Красной армии, правда в небольших количествах.

А американцы использовали вот такое оборудование. 1944 год.





Сегодня для этих целей используется в основном автотранспорт. Вот например украинская система на базе автомобиля КрАЗ.







А это наша на базе КамАЗа



А в заключении отличная модель банно прачечного-поезда в масштабе ТТ сделанная Сергеем Ивановым из Санкт-Петербурга. Наверное единственная в мире в своём роде. Фото Игоря Сергеева.







Хорошего вам банного дня.

Tags: Германия, Первая Мировая., банно-прачечные поезда, история СССР, история железных дорог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доброе утро !

    Доброе утро ! Отличного дня и прекрасного настроения.

  • Москвич - лучшая инвестиция.

    Все смеются над Москвичом, но я раскажу о том, как Москвич стал самой лучшей инвестицией. Вот этот. Эта модель считалась самой редкой…

  • Марсианские хроники. Часть II.

    Сегодня у меня космический день. Наш Илон Маск ! Хотел , наверное, как лучше...

  • Марсианские хроники .

    Обещают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести… Белгородские инженеры из аграрного университета презентовали Z - аппарат, с…

  • Загадка фронтовика Рогозина.

    Сегодня прочитал вот такой твит Дмитрия Рогозина. Понятно, что к "выскочке" Илону Маску у Дмитрия Олеговича особая любовь, я бы сказал - страсть.…

  • Воскресное.

    Скромное обаяние… Вино из старых запасов, просто отменное.

  • Игрушка.

    Это вам не Барби ! Школьники сделали куклу сотрудника ФСИН. Четверо- и шестиклашки из Первоуральска посвятили поделку своей мечте стать частью…

  • Музыкальные новости.

    Утро. Смотрю новости. Вы знаете, я думаю, что даже если бы украинцы просто молча стояли на сцене, они бы выиграли Евровидение с громадным…

  • Доброе утро !

    Доброе утро ! Шабат шалом , дорогие. Суббота можно отдохнуть, заняться приятными делами, выпить, закусить :))) Но в меру, не переусердствовайте,…

promo matsam march 16, 2013 15:26 37
Buy for 40 tokens
Это произошло в конце 70х , да точно я ведь еще учился в школе. В Москве проходила выставка Федеративной Республики Германии, всё таки 1978 год и о чудо мне удалось на неё попасть. В те годы очередь на такие выставки растягивалась на километры, а когда отстоявший её счастливчик попадал…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments