А в традиционной железнодорожной рубрике сегодня рассказ о самой крупной железнодорожной катастрофе в Чехословакии, написанный мной несколько лет назад.
Сегодня хочу рассказать вам о самой крупной железнодорожной катастрофе в Чехословакии, произошедшей 14 ноября 1960 года в полутора километрах от железнодорожной станции небольшого чешского городка Стеблова.
Но все по порядку, небольшой городок Стеблова находится в самом центре Чехии в необыкновенно красивых местах,конечно по европейским меркам это глубокая провинция, но сами места вызывают у меня просто восхищение.
Фото с самолета,хорошо видна железная дорога и злополучный переезд на котором и произошла катастрофа


А это фотографии самого городка,тихого,ухоженного и немного сказочного

В тот злополучный ноябрьский вечер станция Стеблова выглядела именно так

Станция находится на пути из старинного чешского города Градец Кралове

в Пардубице и далее на Яромер, только надо понимать, что по нашим меркам это совсем небольшие расстояния, современные поезда идут от Пардубице до Градец Кралове всего 40 минут, в те времена это было около часа. Железная дорога одна из самых старых в Европе, в 2009 году "Пардубицко-Либерецкой" дороге исполнилось 150 лет.
Итак пассажирский поезд № 608 из Либерец в Пардубице отправился с вокзала в Градец Кралове с небольшой задержкой, в этих местах, где протекает знаменитая Влтава (Эльба) был сильный туман,поезда шли сбрасывая скорость, сигнальная система была ещё семафорная. Поезд состоял из 12 пассажирских вагонов, тащил его знаменитый чешский паровоз по прозвищу "Крокодил" серии 354 7128
Это фото его родного брата из музея в Лужне у Раковника.

А приблизительно так выглядел поезд в 1960 году, снято на ретротуре неподалеку от Карловых Вар.
Не смотря на сильный туман, ничего не предвещало трагедии, правда пожилой машинист паровоза простыл и неважно себя чувствовал. На станции Стеблова поезд должен был сделать короткую остановку,чтобы разминуться со следующим в противоположном направлении дизель поездом № 653, направлявшемся из Пардубицы в Градец Кралове. Дорога здесь однопутная.
"Дизель-поезд" сказано немного громко, на самом же деле, шестивагонный состав представлял из себя сцепку, ведомую мотрисой M 131 1272 по прозвищу "Гурвинек", вот такой,


к которой прицепили четыре легких пассажирских вагона,часть из которых были, скорее всего, вот такие

Замыкал состав еще один "Гурвинек" M 131 1273

Не думаю, точнее, не нашел материалов,состоял ли поезд из стандартных прицепных вагонов к этой мотрисе, или стандартные вагоны перемешали с обычными пассажирскими,в классике же эта мотриса выглядит так, снято прямо в этих местах и приблизительно в это же время.



Оба поезда были полностью заполнены, внутри автомотриса выглядела вот так


Кабина машиниста.

И вот, в 17.40 пассажирский поезд, ведомый паровозом "Крокодил" 354 7128, прибывает на станцию Стеблово и останавливается на запрещающий сигнал семафора,что бы пропустить встречный дизель на Градец Кралове из Пардубице. Дальше происходит совершенно необъяснимое, спустя всего 50 секунд, главный кондуктор подает команду "Готовы к движению" по чешски "Hotovo, jedeme" , машинист видит в конце поезда свет зеленого фонаря и трогается с места.
Персонал станции, дежурный, диспетчер и стрелочник,мгновенно осознав весь ужас происходящего,при помощи световых и звуковых сигналов фонарями и свистками попытались остановить уходящий в туман состав, но тщетно. Стрелочник попытался на велосипеде догнать поезд, но увидел уже лишь развязку трагедии.

Поезд очень быстро набрал скорость 30-40 км/ч и около переезда с трассой Пардубице - Градец лоб в лоб столкнулся с шестивагонным дизель-поездом. Как показало расследование, из за сумерек и тумана, машинисты заметили друг друга только на расстоянии 80 метров, затормозить они конечно попытались,но это было практически бесполезно, скорость сближения в момент столкновения была 60 км\ч, и времени, чтобы остановить поезда, было всего четыре секунды.

Звук от удара был слышен в радиусе нескольких километров, легкая мотриса стоявшая во главе дизель-поезда была просто смята и выброшена на котел паровоза, второй вагон отбросило в сторону,следующие три смяли друг друга, превратившись в гору обломков, и только последний моторный вагон отцепился и остался на путях.
Паровоз пострадал меньше, машинисты получили травмы, но остались живы, пять следующих за локомотивом вагонов сошли с рельс, один из них почтовый опрокинулся, оставшиеся сзади вагоны, замерли на путях.

А дальше случилось самое страшное...
Осознав масштабы катастрофы, машинист паровоза и его помощник, что бы избежать взрыва котла, сбросили на пути горящие угли из топки. Они и предположить не могли, что из пробитого бака мотрисы на рельсы вылилось большое количество солярки. Пожар начался мгновенно, охватив останки дизельпоезда.
Спасательные работы начались в 18.00 , местные пожарные оказались не готовы к катастрофе такого масштаба, да и техника у них была, честно говоря, не очень, вот машина, которая была у них тогда на вооружении на праздновании 100-летия местной пожарной части.

Конечно, тут же привлекли армию, но только к рассвету удалось погасить пожар и увидеть весь ужас трагедии.Зрелище было настолько жутким, что военным и спасателям разрешили употреблять алкоголь. От удара и последующего пожара погибло на месте 110 человек, трое пропало без вести, останки так и не удалось обнаружить, 8 скончались в больнице и 106 человек получили ранения, в основном это были пассажиры дизель-поезда. Причиной трагедии послужили и старые вагоны третьего класса в составе дизель-поезда, их деревянный каркасы сложились во время катастрофы, как карточный домик, похоронив людей под обломками. Пострадали и пассажиры третьего за паровозом вагона поезда № 608, у него тоже был деревянный каркас.


Власти Чехословакии попытались замять эту трагедию, газеты сообщили о ней на третьих полосах, не написав об огромном количестве жертв и пострадавших, сообщения больше напоминали информацию об обычной автомобильной аварии. Эффект был обратный, поползли слухи, количество жертв в них,конечно, было преувеличено, виноватым все посчитали диспетчера станции, говорили об огромном количестве мародеров и т.д. Вот так желание идеологов КПЧ привело к обратному эффекту.
Представители Министерства транспорта посетили пострадавших в больницах и вручили им по 800 крон и по два апельсина....
А потом было следствие и суд. Чешские спецслужбы даже рассматривали версию умышленного саботажа Но надо отметить, следствие было проведено весьма квалифицировано.

Машинист и главный кондуктор поезда № 608 получили по пять лет,кочегар полтора года, все остальные отделались условными сроками или были оправданы. На месте трагедии был установлен памятный крест, который в 1967 году,был перенесен на 80 метров подальше, так на всякий случай.

И только к 40 летию трагедии муниципалитет Стеблова установил на месте трагедии мемориальную гранитную плиту.


Машинисты проходящих мимо поездов отдают дань памяти погибшим гудками

И до сих пор не выяснено, что же заставило машиниста паровоза тронуть его с места. Даже в своем интервью чешскому телевидению, уже много лет спустя, он не смог внятно это объяснить, плохое самочувствие,нервничал из за плохой работы машины, топка никуда не годилась и очень шумел электрогенератор, свет от непонятного фонарика в конце поезда, туман.... Все таки, скорее всего, именно вся сумма факторов и привела к катастрофе.
А может быть, просто это тихое и волшебное место привлекает к себе ужасные аварии, ведь совсем недавно именно здесь произошла одна из самых трагических и загадочных автокатастроф в Чехии за последние годы...

В Чехии вышла книга посвященная трагедии


А кому интересно, можно посмотреть вот такой фильм
Вот пожалуй и всё.
Recent Posts from This Journal
-
Киев сейчас
Мощнейший удар по Киеву наносится гиперзвуковыми и баллистическими ракетами, он застал врасплох ПВО. Пишут российские военкоры. Летит новая волна…
-
Удар по Киеву
Армия России наносит удар по Киеву, гремят взрывы. Наносится внезапный ракетный удар. В городе и области ревут сирены тревоги. Украинские системы ПВО…
-
Мы еще никогда не тратили деньги так удачно
МВД РФ объявило в розыск американского сенатора Линдси Грэма по уголовной статье. Что же сделал сенатор-республиканец от штата Южная Каролина ?…
-
После триумфа
Итак Реджеп Эрдоган одержал убедительную поеду на выборах в Турции. Его поздравили уже с ней и президент России и президент Украины. Хотя первым…
-
Победитель
Эрдоган становится президентом Турции до 2028 года! Честные выборы, хотя конечно участие в них мэра Стамбула внесло бы изюминку, победа далась…
-
Фантастика
Сборная нацистской Латвии обыгрывает в овертайме русофобов из США и завоёвывает бронзу Чемпионата Мира по хоккею. Фантастика !!!
-
Костлявая
За последние недели потерял трёх хороших ребят. Ушли из жизни один за одним. Александр один из лучших художников кино в нашей стране. И мои тёзки,…
-
Орден Гагарина
Президент России Владимир Путин учредил орден Гагарина, которым будут награждать российских граждан и иностранцев за заслуги в сфере космоса.…
-
Утреннее
Поднял в шесть утра, насрал в кровать, поскольку вечером сожрал кошкин корм, перебудоражил весь дом, потом гулял со мной час, холод на улице…
Comments
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Происшествия, Транспорт.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
А вообще то я понял цель автора- создать у всех фобию страха перед поездами и за сим скупить их всех по дешевке, чем нехило пополнить свою коллекцию: от фотографий перейти к собирательству настоящих поездов.
С нетерпением жду новых статей о Чехии.