
Конечно, меня, как человека много лет увлекающегося и пишущего об истории железных дорог, прежде всего интересовала тема литерного поезда № 501, на котором советская делегация, якобы, прибыла в Тегеран. Вообще эта поездка наверное самая малоизученная и загадочная за всю историю подобного рода визитов советского руководства. Вопросов больше чем ответов.
https://regnum.ru/news/polit/2210357.html
И я практически был уверен, что Сталин прибыл в Тегеран на поезде. И писал об этом.
https://matsam.livejournal.com/2564518.html
Но на днях мне предложили приобрести в коллекцию редкое фото.


И родилась вот такая история.
Скромная могила на Троекуровском кладбище Москвы.

Генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, Виктор Георгиевич Грачев.
Мы назубок знаем фамилии и регалии наших асов времен Второй Мировой Войны. Кожедуб,Покрышкин,Попков... Летчики истребители, трижды и дважды Герои СССР...
Но когда начинаешь изучать судьбу Великого летчика, генерала Грачева, просто диву даешься, насколько нам мало известно о, наверное, самом лучшем и надежном летчике в истории нашей авиации.
Почти не осталось фотографий, в отличии от большинства знаменитых летчиков тех лет, нет ни строчки мемуаров, просто дневников или воспоминаний, нет даже маленького интервью какому нибудь журналисту или крошечного сюжета снятого об этом удивительном человеке.

Родился Виктор Георгиевич 14 декабря 1907 года в Москве, в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1931 г. Окончил 9 классов. Работал электромонтером. В Армии с 1927 года. Окончил в 1928 году Ленинградскую школу летчиков, а в 1929 - Борисоглебское военное авиационное училище. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 и советско-финляндской войны 1939 - 40 годов.
Первым орденом Ленина был награжден еще в 1936 году. За что - неизвестно. Возможно, Испания. Он доставлял в зону боевых действий личный состав (так, именно Грачёв доставил на Халхин-Гол в конце мая 1939 года группу лучших советских асов-истребителей во главе с Я. М. Смушкевичем) и высшее командование, вывозил оттуда раненых... До начала Великой Отечественной был еще награжден Красной Звездой и Красным Знаменем.
Началась война, и уже 22 июня 1941 года Грачёв совершил полёт в Минск с заместителем Народного комиссара обороны СССР Маршалом Советского Союза Б. М. Шапошниковым. Представляете себе этот полёт !!! Потом летчик Грачев стал заместителем командира полка особого назначения, затем командиром этого полка. А с октября 1942 года - командир 2 авиационной дивизии особого назначения, выполнявшей ответственные задания правительства и Ставки Верховного Главнокомандующего. На самолетах дивизии также перебазировались части и соединения, доставлялись десанты и боеприпасы, горючее и медикаменты партизанам. Сам командир лично совершил 463 особо важных полета.
И вот один их них и стал самым загадочным. Перелет Баку-Тегеран. Самолет С-47 Дуглас. Говорят, эту машину выбрал для перелета лично Сталин.



А дальше еще одна легенда. В своих воспоминаниях Главный Маршал Авиации Александр Евгеньевич Голованов упоминает о перелёте (подготовленном якобы им лично) Сталина и всех советских представителей на Тегеранскую конференцию.

Летели два самолёта. Голованов лично управлял вторым, на первом, которым управлял Виктор Грачёв, летели Сталин, Молотов и Ворошилов.
Так вот, по воспоминаниям начальника Оперативного управления Генерального штаба генерала армии С.М. Штеменко

произошла следующая коллизия :
"…К вечеру приехали в Баку. Здесь все, кроме меня, сели по машинам и куда-то уехали. Я ночевал в поезде. В 7 часов утра за мной заехали, и мы отправились на аэродром. На летном поле стояло несколько самолетов Си-47. У одного из них прогуливался командующий ВВС А.А. Новиков и командующий Авиацией дальнего действия А.Е. Голованов. У другого самолета я заметил знакомого мне летчика В.Г. Грачева. В 8 часов на аэродром прибыл И.В. Сталин. Новиков доложил ему, что для немедленного вылета подготовлены два самолета: один из них поведет генерал-полковник Голованов, другой — полковник Грачев. Через полчаса пойдут еще две машины с группой сотрудников Наркоминдела. А.А. Новиков пригласил Верховного Главнокомандующего в самолет Голованова. Тот сначала, казалось, принял это приглашение, но, сделав несколько шагов, вдруг остановился.— Генерал-полковники редко водят самолеты, — сказал Сталин, — мы лучше полетим с полковником. И повернул в сторону Грачева. Молотов и Ворошилов последовали за ним".
Там был еще Берия, но про него старались потом не вспоминать.
Сейчас обнародованы документы ФСО, которые подтверждают версию перелета Баку-Тегеран-Баку.
http://fso.gov.ru/archives/2467/


Думаю, именно за успешное выполнение этой миссии Виктор Грачев получил генеральское звание и Орден Суворова I Степени в конце 1943 года.

Обратите внимание, на список награжденных. В нем легендарный испанский ас республиканец Браво Хозе Фернандес. Именно его эскадрилья прикрывала самолеты с советской делегацией.
https://valerongrach.livejournal.com/558038.html
Затем было награждение Орденом Кутузова I, напомню это высшие полководческие награды СССР. За полеты с Наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым и "работу" на Крымской конференции. Обратите внимание, в какой компании награжденных находится Виктор Георгиевич Грачев.



А вот когда я увидел документы о присвоении летчику звания Героя Советского Союза в 1945 году, мои сомнения полностью рассеялись.



Больше всего мне жаль, что не осталось воспоминаний этого удивительного человека и Великого летчика. Почему, думаю все было засекречено от и до. Увы, но таковы наши традиции.
После войны служил в ВВС. С 1961 года генерал-лейтенант авиации Грачев — в запасе.Жил в Москве, преподавал в Военно-воздушной инженерной академии.
Вот такая судьба. Рад, что смог познакомить вас с биографией героя страны, Великого летчика Виктора Георгиевича Грачева.
Journal information